РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу ОБЖ 11 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа разработана на основе:
· Федерального компонента государственного стандарта общего образования
· авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007, и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 201__-201__ учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Тип программы: программа изучения ОБЖ на базовом уровне.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «Об обороне»;
– «О воинской обязанности и военной службе»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
– обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья;
– государственная система обеспечения безопасности населения;
– основы обороны государства и воинская обязанность.
Итоговый и промежуточный (в конце I полугодия) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием«ОБЖ. 11 класс. Авторы: Виктор Васнев, Анатолий Тихонович Смирнов, Борис Иванович Мишин. – М.: Просвещение, 2009», включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 201__-2014__учебный год.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.
В ходе изучения курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функции и основных задачах боевых традициях и символах воинской чести, об основных воинских обязанностях. В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практически; навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10-го класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами или на базе учебных учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в конце учебного года. На проведение учебных сборов выделяется пять дней (40 часов учебного времени). Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы военной службы. В программе реализованы требования Федеральных законов "06 обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" и постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 43 "О федеральной целевой программе "Создание развитие Российской системы предупреждения действий в чрезвычайных ситуациях", от 24 июля 1995 года № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".
Требования к результатам обучения и воспитания:
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней (полной) общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
· освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
· овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
· развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся:
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
• усвоение и закрепление следующих целей:
?об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера,
?усвоение и закрепление учащимися знаний;
?о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства,
?об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса,
?о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени,
?об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации,
?об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, при угрозе террористического акта,
?о мерах профилактики наркомании,
?о роли здорового образа жизни для обеспечения демографической безопасности страны,
?о правах и обязанностях граждан е области безопасности жизнедеятельности,
?об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
• усвоение учащимися содержания:
?основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму,
?нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях;
• усвоение учащимися знаний:
?о предназначении, основных функциях и задачах Вооруженных Сил Российской Федерации,
?о видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск,
?о руководстве и управлении Вооруженными Силами Российской Федерации,
?об участии Вооруженных Сил России в контртеррористических операциях,
?о государственных и военных символах Российской Федерации;
• формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином Российской Федерации конституционного долга и обязанностей по защите Отечества;
• развитие у учащихся:
?личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта,
?потребности в соблюдении норм здорового образа жизни,
?потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности,
?физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
– ОБЖ. 11 класс. Авторы: Виктор Васнев, Анатолий Тихонович Смирнов, Борис Иванович Мишин. – М.: Просвещение, 2009
? Основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев)
II. Содержание учебного материала
1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
1.1. Личная гигиена
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей. Назначение и функции кожи. Основные правила ухода за кожей.
Уход за зубами. Назначение и функции зубов. Причины заболевания зубов и десен. Основные правила ухода за зубами. Уход за волосами. Назначение и функции волос. Причины заболевания волос. Основные правила ухода за волосами. Гигиена одежды. Функции одежды современного человека. Гигиенические требования к одежде. Гигиенические требования к головным уборам и обуви.
Понятия об очищении организма. Причины загрязнения организма. Органы человека, подверженные загрязнению. Способы очищения организма.
1.2. Семья в современном обществе. Законодательство о семье
Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.
Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей.
1.3. Болезни, передаваемые половым путем
Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД — это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
1.4. Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем.
Беременность и формирование плода. Факторы, способствующие рождению здорового ребенка. Уход за младенцем.
1.5. Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях
Понятие о кровотечениях. Классификация и характеристика кровотечений. Причины, вызывающие кровотечения. Признаки артериального и венозного кровотечения. Способы временной остановки кровотечения. Понятие о ране. Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи.
Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью.
1.6. Первая медицинская помощь при травмах
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.
Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.
Понятие о травматическом шоке. Приемы оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке.
1.7. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе, при поражении электрическим током
Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе, при поражении электрическим током. Отработка навыков оказания помощи пострадавшему при тепловом и солнечном ударе, поражении электрическим током.
1.8. Первая медицинская помощь при остановке сердца
Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.
2. Основы обороны государства и воинская обязанность
2.1. Основные понятия о воинской обязанности
Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др.).
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.
Занятия военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе. Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет.
2.2. Особенности военной службы
Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция РФ и вопросы военной службы. Законы РФ, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного права.
Общевоинские уставы - нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных сил РФ, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных сил РФ, Дисциплинарный устав Вооруженных сил РФ, Строевой устав Вооруженных сил РФ, их предназначение и основные положения.
Военная присяга — основной и нерушимый закон воинской жизни. История развития военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга.
Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставление отсрочек.
Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас.
Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Основные понятия об альтернативной военной службе. Порядок ее прохождения.
Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма одежды.
2.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина
Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить звание защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге; готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества.
Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения, Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным, высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.
Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных сил и родах войск. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе.
Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил РФ.
2.4. Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов
Ограничение средств и методов ведения военных действий в прошлом.
Основные документы современного международного гуманитарного права: четыре Женевских Конвенции от 12 августа 1949 г., два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям от 8 июня 1977 г.
Три основных типа ограничения военных действий в международном гуманитарном Праве: ограничение по лицам, ограничение по объектам нападения, ограничение по средствам и методам ведения военных действий.
Общая защита гражданского населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. Требования к воюющим сторонам проводить различие между гражданским населением и комбатантами. Запрет актов насилия или угроз насилием, имеющих основной целью терроризировать гражданское население.
Ограничение по объектам нападения. Ограничение по средствам и методам ведения военных действий как ограничение особого рода. Главный принцип ведения военных действий — право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны — не является неограниченным.
Меры по ограничению методов и средств ведения боевых действий:
— запрещение нападений неизбирательного характера;
— запрещение нападений, которые, как можно ожидать, вызовут потери среди гражданского населения или нанесут ущерб гражданским объектам;
— забота о защите природной среды во время ведения военных действий;
— запрещение использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны;
—запрещение военных действий, основанных на вероломстве.
Цели использования международных отличительных знаков во время вооруженных конфликтов.
Красный крест или красный полумесяц на белом поле — один из старейших международных отличительных знаков. Категории лиц и объектов, которые могут использовать эмблемы красного креста или красного полумесяца во время вооруженного конфликта. Правила использования эмблемы. Запрет на вероломное использование эмблемы.
Отличительный знак: гражданская оборона. Особые задачи гражданской обороны во время военных действий, предусмотренные международным гуманитарным правом.
Определение культурных ценностей. Отличительные знаки: культурные ценности – общая защита. Меры по обеспечению защиты культурных ценностей. Отличительный знак установки и сооружения, содержащие опасные силы. Меры по защите установок и сооружений, содержащих опасные силы: плотин, дамб, атомных электростанций.
Белый флаг. Ситуации, в которых используется белый флаг. Определение нейтральной зоны. Категории лиц, для защиты которых создаются нейтральные зоны. Отличительный знак: нейтральная зона.
Ответственность воюющей стороны за правильное использование отличительного знака. Требования к размещению защитных знаков: большой размер, условия обеспечения видимости.
В каких случаях запрещается использовать международные отличительные знаки?
2.5. Психологические основы военной службы
Стрессовая ситуация в ожидании призыва в Вооруженные Силы. Стресс и дистресс. Практические советы по подготовке к любому стрессовому состоянию.
Понятие и оценка личности. Социальная позиция и ее характеристика. Перестройка личности под влиянием новой социальной роли.
Направленность личности и мировоззрение. Факторы, влияющие на мировоззрение человека. Характеристика мировоззрения молодых людей. Принципы совершения проступков и преступлений в условиях армейской службы.
Слухи и искаженная информация о службе в Вооруженных Силах. Психологические закономерности распространения слухов. Мотивы для распространения слухов и искаженной информации.
Морально-этические качества военнослужащего: совесть, честь, достоинство. Формы их проявления. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).
Понятие чувства с точки зрения психологии. Чувство патриотизма, морально-нравственные, волевые и физические качества у военнослужащих. Самовоспитание и самосовершенствование личности молодого человека при подготовке к службе в Вооруженных Силах. Необходимость управления своим психическим состоянием. Качества личности: ум, чувство и воля. Сущность личности и ее проявление.
Психическое саморегулирование и его цели. Методы психического саморегулирования.
III. Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Темы уроков |
Кол-во часов |
1 |
Правила личной гигиены и здоровье. Некоторые понятия об очищении организма |
1 |
2 |
Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов |
1 |
3 |
Семья в современном обществе. Законодательство о семье |
1 |
4 |
Инфекции, передаваемые половым путем. |
1 |
5 |
Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем. |
1 |
6 |
Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях |
1 |
7 |
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата |
1 |
8 |
Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника |
1 |
9 |
Первая медицинская помощь при травмах груди, живота и области таза |
1 |
10 |
Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе |
1 |
11 |
Первая медицинская помощь при поражении электрическим током |
1 |
12 |
Экстренная реанимационная помощь (определение признаков клинической смерти, прекардиальный удар, непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция легких) |
2 |
13 |
Экстренная реанимационная помощь (определение признаков клинической смерти, прекардиальный удар, непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция легких) |
|
14 |
Воинская обязанность и военная служба (основные понятия). |
1 |
15 |
Организация воинского учета и его предназначение. Обязанности граждан по воинскому учету. |
|
16 |
Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе |
2 |
17 |
Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе |
|
18 |
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет |
1 |
19 |
Правовые основы военной службы |
1 |
20 |
Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ-закон воинской жизни |
1 |
21 |
Военная присяга — клятва воина на верность Родине |
1 |
22 |
Прохождение военной службы по призыву |
1 |
23 |
Прохождение военной службы по контракту |
1 |
24 |
Альтернативная гражданская служба |
1 |
25 |
Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих. |
|
26 |
Права и ответственность военнослужащих |
2 |
27 |
Права и ответственность военнослужащих |
|
28 |
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. |
1 |
29 |
Основные направления подготовки специалистов для службы в ВС РФ. |
1 |
30 |
Как стать офицером Российской армии. Правила приема в военные образовательные учреждения профессионального образования. |
|
31 |
Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов. |
2 |
32 |
Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов. |
|
33 |
Психологические основы подготовки к военной службе. Морально-этические качества военнослужащих. |
2 |
34 |
Психологические основы подготовки к военной службе. Морально-этические качества военнослужащих. |
|
Литература
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — 4-е изд. — М.: Академия, 1999.
2. Акимов В. А. и др. Основы анализа и управления рисков в природной и техногенной сферах: Учеб. пособие в системе образования МЧС России и РСЧС. Деловой экспресс, 2004.
3. Альтшулер В. М., Надеждин А. В. Наркомания: дорога в бездну: Кн. для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 2000.
4. Армия государства Российского и защита Отечества/Под ред. В. В. Смирнова. — М.: Просвещение, 2004.
5. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. – М.: Мир, 1997.
6. Большой энциклопедический словарь. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». — СПб.: Норинт, 1997.
7. Васнев В. А., Чинённый С. А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2002.
8. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. — 2000. — № 5.
9. Здоровая семья / Пер. с англ. М. Г. Лунко, Д. А. Иванова.— М.: Крон-Пресс, 1994.
10.Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
11.Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. — 2000. — № 2.
12.Краткая медицинская энциклопедия: В 2 т. / Главный ред. академик РАМН В. И. Покровский. — М.: Научно-практическое объединение «Медицинская энциклопедия»; Крон-Пресс, 1994.
13.Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: семейная профилактика наркотизма школьников: Кн. для родителей / А. Г. Макеева. — М.: Просвещение, 2005.
14.Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2004.
15.На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы: Кн. для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС РФ / Под ред. В. А. Золотарева, В. В. Марущенко. — 3-е изд. — М.: Русь; РКБ, 1999.
16.Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.— М.: Военное издательство, 1994.
17.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, П. В. Ижевский. Под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2007.
18.Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2007.
19.Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения [Ю.Л. Воробьев, В. А. Тучков, Р. А. Дурнев; под общ. ред. Ю. Л. Воробьева]. — М.: Деловой экспресс, 2006.
20.Петров С. В., Бубнов В. Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие. — М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2000.
21.Противодействие терроризму: Учебно-метод. Пособие / под общ. ред. Ю. С. Паткевича. — Ижевск: Удмуртия, 2004.
22.Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция). Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности:
23.Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1979.
24.Терроризм. Это должен знать каждый: рекомендации, разработанные Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ России / Под ред. А. А. Кокорева. — М.: Изограф, 2000.
25.Тупикин Е. И., Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10—11 кл. — М.: Просвещение, 2002.
26.Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция). Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное издание. — М, 1998; 2003—2006.
27.Физическая культура: Учеб. для учащихся 5—7 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. М. Я. Виленского. — М.: Просвещение, 2007.
28.Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: Метод. пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М.: Вентана-Граф, 2002.
29.Чрезвычайные ситуации: Энциклопедия школьника / Под общ. ред. С. К. Шойгу. — М., 2004.
30.Энциклопедия для детей: Т. 3: География / Сост. С. Т. Исмаилова. — М.: Аванта+, 1994.
31.Энциклопедия для детей: Т. 4: Геология / Сост. С. Т. Исмаилова. — М.: Аванта+, 1995.