Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

 Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 16 декабря 2016г.

 подробнее о конференции  

 


Всероссийская студенческая конференция  

«Грани педагогики безопасности»

9 декабря 2016 г. 

Скачать инфописьмо >>


 

 

Курсы переподготовки учителей по программе «Основы теории и методики преподавания ОБЖ в образовательных организациях»

Далее >> 



Блог ОБЖ 

загляни за страницы учебника ОБЖ 


  

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!!!


 

 

 

 

 

Гафнер В.В. 

Культура безопасности: 

аналитический обзор диссертационных исследований 

скачать БЕСПЛАТНО 

ФОТОГАЛЕРЕЯ 
 ПРЕЗЕНТАЦИИ  ТЕСТЫ  КОНСПЕКТЫ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНИКИ  ВИДЕОУРОКИ
             
5 КЛАСС 6 КЛАСС 7 КЛАСС 8 КЛАСС 9 КЛАСС 10 КЛАСС 11 КЛАСС

Информационная безопасность ОБЖ

Информационная безопасность в курсе ОБЖ

(источник: Гафнер В.В. Информационная безопасностьучеб. пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. - 324 с.)

 

Информационная безопасность является одним из важных направлений обеспечения личности в современном мире, поэтому считаем необходимым изучать материалы информационной безопасности в рамках курса ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности)


 

В повседневной жизни часто информационная безопасность  понимается лишь как необходимость борьбы с утечкой секретной и распространением ложной и враждебной информации. Однако, это понимание очень узкое. Существует много разных определений информационной безопасности, в которых высвечиваются отдельные её свойства. 

В утратившем силу ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под информационной безопасностью понималось состояние защищённости информационной среды общества, обеспечивающее её формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства

В разных источниках приводятся следующие определения:

Информационная безопасность – это

1) комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих целостность данных и конфиденциальность информации в сочетании с её доступностью для всех авторизованных пользователей;

2) показатель, отражающий статус защищенности информационной системы;

3) состояние защищённости информационной среды;

4) состояние, обеспечивающее защищенность информационных ресурсов и каналов, а также доступа к источникам информации.

В. И. Ярочкин считает, что информационная безопасность есть состояние защищённости информационных ресурсов, технологии их формирования и использования, а также прав субъектов информационной деятельности.

Достаточно полное определение дают В. Бетелин и В. Галатенко, которые полагают, что

Информационная безопасность защищённость информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, способных нанести ущерб владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

Для курса ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) наиболее пригодно приведённое выше определение.

ИБ не сводится исключительно к защите информации и компьютерной безопасности. Следует различать информационную безопасность от защиты информации.

Защита информациидеятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

 Иногда под защитой информации понимается создание в ЭВМ и вычислительных системах организованной совокупности средств, методов и мероприятий, предназначенных для предупреждения искажения, уничтожения или несанкционированного использования защищаемой информации. 

Международный день защиты информации отмечается 30 ноября с 1988 года. В этот год произошла первая массовая компьютерная эпидемия - эпидемия червя Морриса.

 Меры по обеспечению информационной безопасности должны осуществляться в разных сферах – политике, экономике, обороне, а также на различных уровнях – государственном, региональном, организационном и личностном. Поэтому задачи информационной безопасности на уровне государства отличаются от задач, стоящих перед информационной безопасностью на уровне организации.

Субъект информационных отношений может пострадать (понести материальные и/или моральные убытки) не только от несанкционированного доступа к информации, но и от поломки системы, вызвавшей перерыв в работе. ИБ зависит не только от компьютеров, но и от поддерживающей инфраструктуры, к которой можно отнести системы электро-, водо- и теплоснабжения, кондиционеры, средства коммуникаций и, конечно, обслуживающий персонал. Безопасность всех перечисленных выше систем следует обзорно изучать в курсе ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). Поддерживающая инфраструктура имеет самостоятельную ценность, важность которой переоценить невозможно.

После событий 11 сентября 2001 года в законодательстве США в соответствии с законом «О патриотизме» было определено понятие «критическая инфраструктура», которая понимается как «совокупность физических или виртуальных систем и средств, важных для США в такой мере, что их выход из строя или уничтожение могут привести к губительным последствиям в области обороны, экономики, здравоохранения и безопасности нации». Понятие критической инфраструктуры охватывает такие ключевые области народного хозяйства и экономики США, как национальная оборона, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, гражданская авиация, морской транспорт, автомобильные дороги и мосты, тоннели, дамбы, трубопроводы, водоснабжение, здравоохранение, службы экстренной помощи, органы государственного управления, военное производство, информационные и телекоммуникационные системы и сети, энергетика, транспорт, банковская и финансовая системы, химическая промышленность, почтовая служба.

В социальном плане информационная безопасность предполагает борьбу с информационным «загрязнением» окружающей среды, использованием информации в противоправных и аморальных целях. 

Объектом ИБ будет считаться информация, затрагивающая государственные, служебные, коммерческие, ин­теллектуальные и личностные интересы, а также средства и инфраструктура её обработки и пе­редачи.

 Также объектами информационного воздействия и, следовательно, информационной безопасности могут быть общественное или индивидуальное сознание. 

Общественное сознание совокупность идей, взглядов, представлений, существующих в обществе в данный период, в которых отражается социальная действительность.

 На государственном уровне субъектами ИБ являются органы исполнительной, законодательной и судебной власти. В отдельных ведомствах созданы органы, специально занимающиеся информационной безопасностью. 

Субъектами ИБ являются органы и структуры, которые в той или иной мере занимаются ее обеспечением.

 Кроме этого, субъектами ИБ могут быть:

- граждане и общественные объединения;

- средства массовой информации;

- предприятия и организации независимо от формы собственности.

Интересы субъектов ИБ, связанных с использованием информационных систем, можно подразделить на следующие основные категории:

Доступность – возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу. Информационные системы создаются (приобретаются) для получения определенных информационных услуг (сервисов). Если по тем или иным причинам получение этих услуг пользователями становится невозможным, это наносит ущерб всем субъектам информационных отношений. Особенно ярко ведущая роль доступности проявляется в разного рода системах управления: производством, транспортом и т.п. Поэтому, не противопоставляя доступность остальным аспектам, доступность является важнейшим элементом ИБ.

Целостность –актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения. Целостность можно подразделить на статическую (понимаемую как неизменность информационных объектов) и динамическую (относящуюся к корректному выполнению сложных действий (транзакций)). Практически все нормативные документы и отечественные разработки относятся к статической целостности, хотя динамический аспект не менее важен. Пример области применения средств контроля динамической целостности – анализ потока финансовых сообщений с целью выявления кражи, переупорядочения или дублирования отдельных сообщений.

Конфиденциальность – защита от несанкционированного ознакомления. На страже конфиденциальности стоят законы, нормативные акты, многолетний опыт соответствующих служб. Аппаратно-программные продукты позволяют закрыть практически все потенциальные каналы утечки информации.

Цель мероприятий в области информационной безопасности – защита интересов субъектов ИБ.

Задачи ИБ:

1. Обеспечение права личности и общества на получение информации.

2. Обеспечение объективной информацией.

3. Борьба с криминальными угрозами в сфере информационных и телекоммуникационных систем, с телефонным терроризмом, отмыванием денег и т.д.

4. Защита личности, организации, общества и государства от информационно-психологических угроз.

5. Формирование имиджа, борьба с клеветой, слухами, дезинформацией.

Роль информационной безопасности возрастает при возникновении экстремальной ситуации, когда любое недостоверное сообщение может привести к усугублению обстановки.

Критерий ИБ – гарантированная защищённость информации от утечки, искажения, утраты или иных форм обесценивания. Безопасные информационные технологии должны обладать способностью к недопущению или нейтрализации воздействия как внешних, так и внутренних угроз информации, содержать в себе адекватные методы и способы её защиты.

 


НОВОСТИ

После землетрясения - на урок ОБЖ

Пермские школьники готовы к новым землетрясениям. Почти во всех школах города прошли уроки по безопасности.
 

Дом пошел ходуном и задрожали стены. Этим учеников пермских школ теперь не напугать. На уроке ОБЖ ребятам рассказали о правилах поведения во время землетрясения. Ученикам рассказали, какие вещи в первую очередь нужно взять с собой при эвакуации. А самое главное, где прятаться если началась тряска. 

 

СТАТЬИ

ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

Лемеш К.И., Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия

 

  Наша жизнь неразрывно связана со сказками. В детстве родители нам читали их, придумывали свои, рассказывали.  И мы жили в мире чудес, волшебства, фантазии, пытались распознать, где добро, а где зло. Спустя время мы и сами их выучили и начали рассказывать другим. Сегодня мы знаем множество сказок, да и посей день, они сочиняются и печатаются. Но знаем ли мы их смысл? Как они влияют на нас? И на формирование культуры безопасности человека? Думаю, не каждый задумывался об этих вопросах.

Читать полностью »

 

ПОЛОЖЕНИЕ  о почетном звании МАНЭБ 

"Заслуженный учитель ОБЖ"