Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Педагогика безопасности

 

Педагогика безопасности 

педагогика безопасностипедагогика безопасности 

Официальный сайт проекта педагогика-безопасности.рф

 

Педагогика безопасности – это научное направление в педагогике о закономерностях развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности 

 

Накопленный педагогический опыт в области безопасности жизнедеятельности требует теоретического обобщения и систематизации. Отсутствие в сфере педагогики единой научной концепции развития научной области безопасности жизнедеятельности привело к тому, что проводимые педагогические научные исследования носят случайный, бессистемный, конъюнктурный характер. 

 

ПЕДАГОГИКА БЕЗОПАСНОСТИ:

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОГО НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

Опубликовано:  Гафнер В.В. Педагогика безопасности: предпосылки возникновения нового научного направления в педагогике // Комплексная безопасность объектов и субъектов социальной сферы: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участ., 23-24 ноября 2011. – Челябинск: Изд-во ООО «Дитрих», 2011. – С. 94-102.

 

 

Гафнер Василий Викторович

Уральский государственный педагогический университет

г. Екатеринбург

 

Последние десятилетия общество содрогается от изменений, которые все чаще имеют глобальный характер. Всё в мире стало непрерывно и стремительно изменяться. Нестабильность и неопределенность стала атрибутом современной эпохи. Изменения вносят неопределенность в каждую ситуацию и событие. Индивиды вынуждены отказываться от размеренного, привычного образа жизни, характерного для индустриальной эпохи. Указанные изменения привели к рождению концепции общества риска. Общество риска можно назвать обществом неопределенности. В обществе риска социальный порядок детерминируется его нормативным идеалом: не развитие, а безопасность становится главным ориентиром деятельности его социальных институтов [15].

Количество аварий, катастроф  в мире растёт ежегодно, не смотря на усилия специалистов самых разных направлений. Способность человека обеспечить свою безопасность в реальных природных, техногенных и социальных условиях опустилась до недопустимо низкого уровня, выявилась необходимость усиления подготовки граждан к безопасному поведению и проявлению ими активной гражданской позиции в сфере безопасности. Такую позицию нельзя сформировать за неделю или месяц, нужна целенаправленная работа в течение достаточно продолжительного периода времени. Возможностями для указанной работы располагает система образования.

Современные СМИ ежедневно «питают», точнее – «отравляют», нас информацией о преступлениях, авариях, чрезвычайных ситуациях. Не смотря на то, что россияне утомлены многочисленностью демонстрируемых ужасов, тема катастроф продолжает доминировать в медиа-пространстве. Люди в повседневной речи активно пользуются катастрофической лексикой. Вера в грядущую катастрофу и страх перед ней, проистекающий из этой веры – непременные составляющие катастрофического сознания. Катастрофическое мышление – мышление, оценивающее мир в терминах опасностей и угроз, смещенное в сторону акцентуации опасностей. Катастрофизм предполагает пессимистическую оценку будущего, но часто эта оценка складывается в результате пессимистической оценки настоящего [6].

Катастрофические настроения любого народа оказывают сильное влияние на социальные и экономические процессы. Высокий уровень катастрофизма в обществе ведет к росту индивидуализма, насилия и преступности. Катастрофическое мышление в обществе риска – гремучая смесь, способная в любой момент взорваться. Побороть сложившуюся ситуацию можно, оказывая активное сопротивление катастрофной информации из СМИ, обучая людей методам распознавания манипуляции сознанием и формируя у них культуру безопасности, в основе которой лежит ценность жизни.

Стратегия развития образования должна учитывать общемировые тенденции развития, не смотря на высокую скорость изменений и степень их неопределенности. В этом состоит риск развития современного образования. Теория «общества риска» утверждает, что с расширением производства рисков, роль науки в общественной жизни и политике существенно изменяется. Специалисты, ответственные за определение степени рискогенности новых технологий и технических систем, а также средства массовой информации, распространяющие знания о них, приобретают ключевые социальные и политические позиции. Ведущий ученый в области исследования общества риска Бек полагает, что наука опыта в обществе риска должна не только развиваться, но и быть принята обществом как легитимный институт знаний, уполномоченный принимать решения [16].

На необходимость перехода от педагогики индустриального общества к педагогике постиндустриального общества указывает А. Н. Новиков [10; 11]. С появлением новых рисков и опасностей, кроме перестройки целей, содержания, форм, методов и средств образования, необходимы содержательные изменения и дополнения на уровне образовательных дисциплин. Интуитивно или осознанно ощущая грядущие перемены, группа инициативных специалистов подготовила программу нового учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Во исполнение приказа Министерства образования РСФСР от 27.05.1991 г. № 169 «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» во всех государственных общеобразовательных учебных заведениях России с 1 сентября 1991 года началось обучение детей вопросам обеспечения личной безопасности, сохранения здоровья и жизни, а также оказания помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях. Позже в классификационном перечне направлений и специальностей среднего и высшего профессионального образования появилась группа специальностей под названием «безопасность жизнедеятельности».

Спустя 20 лет можно подвести некоторые итоги и наметить пути дальнейшего развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»:

1. Накопился опыт обучения безопасности жизнедеятельности. Однако, нужно признать откровенно, усилия учителей ОБЖ на статистику травматизма и смертности в России сильно не повлияли. Причин этому множество: привлечение к учебному неквалифицированных людей (порой, даже без педагогического образования) и уход квалифицированных учителей (из-за недостаточной учебной нагрузки), отсутствие методик обучения, недостаточное количество учебных часов в самом курсе и др.

2. Появились научные исследования в области безопасности жизнедеятельности, которые стали увеличиваться ежегодно. По подсчетам В. И. Евдокимов, за 20 лет в области обучения безопасности жизнедеятельности было проведено более 200 педагогических диссертационных исследований [4]. Среди указанных есть диссертационные работы, посвященные вопросам методики обучения БЖ, содержания (программ, учебников и др.), разработки педагогических средств, разработки педагогических условий и др. Рассмотрены особенности обеспечения безопасности в разных возрастных группах – дошкольников, учащихся и студентов.

 Согласно нашим подсчетам, педагогических исследований в области безопасности жизнедеятельности за указанный период проведено значительно больше. Только по темам, выполненным в рамках физической культуры, но также имеющим значение для безопасности человека, мы насчитали 98 диссертационных исследований. Тематика исследований очень широка: от формирования здорового образа жизни и здоровьесбережения, до подготовки к действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.

3. В социологических и педагогических аспектах получила дальнейшее научное развитие «культура безопасности». «Культура безопасности» явила собой новый подход к принципам обеспечения безопасности, превратившись из понятия, применявшегося в атомной промышленности, в научный термин со множеством дефиниций [8]. В настоящий момент по данному направлению проведено более 25 диссертационных исследований. Словосочетание «культура безопасности» прочно закрепилось не только в специализированных словарях, но и в нормативных документах МЧС. С 1 сентября 2006 года в общеобразовательных учреждениях Свердловской области преподается курс «Культура безопасности жизнедеятельности», разработанный Институтом развития регионального образования Свердловской области, Министерством образования Свердловской области при участии Главного управления МЧС России по Свердловской области. Цель курса – привить учащимся образовательных учреждений знания и умения, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности, сформировать желание и интерес к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих.

 

Кроме указанных диссертационных исследований в области обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности, появилось большое количество философских, психологических, социологических, культурологических, юридических, исторических, политических исследований, имеющих важное значение для безопасности человека и социума.

4. Возникли такие новые научные направления, как «философия безопасности», «социология безопасности», «психология безопасности» [2; 12]. Особо следует выделить работы в области философии, которые выводят понятие «безопасность» с обыденного уровня на общенаучный. Придавая «безопасности» научный статус (точнее, наукам, исследующим проблемы безопасности) наравне с традиционными науками: философией, математикой, физикой и др., «научное дерево безопасности» получает право на место в саду наук и право на внимание садовника, обрабатывающего этот сад; место, которое де факто «безопасность» занимала ВСЕГДА. Ветви дерева безопасности, таким образом, получат питание и возможность развития.

Среди указанных направлений наиболее результативным, в котором ведутся активные серьёзные исследования, на наш взгляд, является психология безопасности. Так, в Московском городском психолого-педагогическом университете под руководством Баевой И. А. работает институт экстремальной психологии, научными исследованиями которого являются теоретические и методологические основы психологии безопасности человека и общества. Среди значимых серьезных научных исследований следует отметить «Теорию безопасности социальных систем», авторы которого – Жмеренецкий В. Ф., Летуновский В. В. и Полулях К. Д. – изучили закономерности возникновения, возрастания, выявления и оценки опасности, а также её предупреждение и нейтрализацию [13]. Учебный курс с аналогичным названием уже читается в ряде ВУЗов России.

В 1999 году один из ведущих специалистов в области воспитания культуры безопасности школьников – В. Н. Мошкин, писал о том, что «…рано говорить о создании педагогики безопасности». Настал ли момент говорить о создании «Педагогики безопасности» – нового научного направления в педагогике? Существуют ли предпосылки перехода количества в качество? Имеет ли право на существование «Педагогика безопасности»? Зачем нужна еще одна «педагогика»?

Для дальнейших рассуждений необходимо ввести рабочее определение «педагогики безопасности». Опираясь на определение А. М. Новикова «педагогика – наука о развитии жизненного опыта человека (обучающегося)» [9], считаем, что педагогика безопасности – это научное направление в педагогике
о закономерностях развития жизненного опыта безопасного существования (жизнедеятельности) человека.
Детальное обоснование данного определения, включая объект, предмет, цель, задачи и функции педагогики безопасности, выходит за рамки темы данной статьи и будет приведено в других публикациях.

Известный российский учёный в области педагогики В. В. Краевский в статье «Сколько у нас педагогик?» не без оснований писал: «…каждый Божий день миру является какая-нибудь педагогика. Кажется, их миллион. Нет, наверное, меньше. И возникают не ежедневно. Но все равно много и часто. … И каждая – особая, каждая как бы сама по себе. Давно предостерегал мудрец от умножения сущностей. Педагогика – разве не сущность? Зачем же ее заставляют размножаться с такой страшной быстротой? Прорезаются все новые сущности, плодятся как кролики, потом разбегаются как тараканы. И рассмотреть-то их как следует некогда…» [7]. Принимая справедливое замечание, зададимся ключевыми вопросами:

1) Нужна ли педагогика безопасности в ОБЩЕСТВЕ РИСКА гражданам с КАТАСТРОФИЧЕСКИМ СОЗНАНИЕМ?

Вероятные ответы – «скорее всего – да», «наверное, не помешала бы», не дают веских оснований для обоснования необходимости сознания нового научного направления.

2) Почему сегодня нам НЕЛЬЗЯ обойтись без педагогики безопасности?

По-нашему мнению, есть несколько предпосылок, указывающих на необходимость безотлагательных мер по оформлению имеющегося опыта в новое научное направление в педагогике.

1. Образ «путешественники в одной лодке» Н. Н. Моисеева хорошо иллюстрирует современное состояние общества. В обществе риска безопасность становится главным ориентиром деятельности его социальных институтов. Это условие должно четко отражаться в целях и содержании современного образования. Жизнь каждого человека является безусловной ценностью. Задачей государства, общества и каждого человека является сохранение жизни, наивысшей ценностью и ориентиром которой является служение миру. Становление и развитие педагогики безопасности – достойный ответ образования вызовам общества риска.

2. Накопился большой объем практического педагогического опыта, требующего теоретического обобщения и систематизации. Сложилась ситуация, схожая со средними веками, когда педагогическая практика (в области обучения безопасности жизнедеятельности) идет впереди педагогической теории, что является недопустимым. Конечно, во многом и содержание научных теорий обусловливаются и задаются задачами обучения и воспитания подрастающих поколений. Но заглядывая вперед, педагогика как наука устанавливает направление, цель движения общества. Необходимо осмыслить, проанализировать и обобщить накопившийся богатый опыт, что позволит выявить механизмы формирования опыта безопасного существования, начиная с момента зачатия ребенка.

3. Отсутствие в сфере педагогики единой научной концепции развития научной области безопасности жизнедеятельности привело к тому, что проводимые педагогические научные исследования носят случайный, бессистемный, порой конъюнктурный характер. Так, соотношение реальной опасности некоторых социальных проблем со степенью разработки в диссертационных исследованиях по педагогике за последние 20 лет выявило сильные отклонения между запросами общества и откликом на них научного педагогического сообщества.

 

Социальная проблема

Вклад зависимости в показатели смертности в России, человек в год

Количество диссертационных исследований по педагогике

алкоголизм

500 000

9

курение табака

350 000

1

наркомания

70 000

48

 

Ярким примером указанной бессистемности является степень разработки одной из важнейших сторон опыта безопасного существования – «оказание первой (доврачебной) помощи». В результате анализа тематики научных исследований выяснилось, что за последние 20 лет по указанному направлению было проведено только 1 (ОДНО!!!) педагогическое диссертационное исследование [1], тогда как педагогические исследования по теме «здоровье, здоровый образ жизни» исчисляются сотнями (!!!). Таким образом, научное педагогическое поле в области формирования опыта безопасного существования обрабатывается крайне неравномерно.

4. Низкий уровень компетентности педагогов, осуществляющих формирования опыта безопасного существования (обучение безопасности жизнедеятельности), не позволяет развить в учащихся (студентах) представление о ценности жизни, не говоря уже о мировоззренческих аспектах безопасности. Необходимо обратить самое серьезное внимание на повышение квалификации и переподготовку в сфере безопасности как работников образования, так и специалистов разных отраслей и управленцев разных уровней. Указанные программы должны включать в себя теоретические основы (включая философские) обеспечения безопасности как отдельного человека, так и социальных систем в целом.

5. Исследования социальных наук в проблемном поле «безопасность» проводятся довольно широко и активно, но носят корпоративный, узконаправленный характер. Междисциплинарные исследования практически отсутствуют. Указанные исследования в сфере безопасности, не имеют своего отражения в педагогике. А педагогика, в свою очередь, не обращается (или крайне редко это делает) к результатам исследований в сфере деятельности человека. Здесь уместно привести цитату середины прошлого века зарубежного специалиста: «Если бы инженеры строили мосты, врачи лечили людей, а юристы судили обвиняемых с такой склонностью к поверхностным обобщениям и таким отсутствием убедительных оснований, какие мы встречаем порой в педагогике, то все мосты давно бы рухнули, пациенты умерли, а невиновные были бы повешены» [5].

Еще в 1968 году Г. П. Щедровицкий писал (книга вышло только в 1993 году), что «строя педагогическую науку, мы все время должны учитывать общефилософские и специальные - социологические, логические, психологические и т. п. – знания о процессах образования. Благодаря такому расчленению исходного материала педагогика выступает как комплексная наука, которая должна, с одной стороны, объединить, а с другой стороны, снять в себе знания и методы всех указанных наук – и социологии, и логики, и психологии, - поскольку они касаются процессов обучения и воспитания» [14]. Педагогика безопасности в этом случае будет является образцом и примером комплексной науки. Покажем это на следующем примере.

Решая задачи профилактики употребления алкоголя (алкоголизма) педагогическими средствами, следуя логике Г. П. Щедровицкого, нужно изучить и в необходимой мере опереться на указанные исследования (ниже перечислены темы уже проведенных диссертационных исследований):

А) Философские науки:

– Социальные проблемы преодоления пьянства и алкоголизма.

Б) Психологические науки:

– Социально-психологическое исследование ценностей алкоголиков;

– Личность и установка детей и подростков на употребление алкоголя;

– Особенности личности и самосознания у алкоголизирующих подростков и юношей;

– Деформация субъективной картины жизненного пути при ранней алкоголизации.

В) Социологические науки:

– Алкоголизация населения в России: социально-демографические последствия;

– Проявления алкогольной девиации в студенческой среде;

– Женская девиация в современном обществе: проявления алкоголизма и наркомании;

– Социальное регулирование в сфере девиантного поведения: На примере пьянства и алкоголизма.

Г) Медицинские науки:

– Социально-психологические и клинические аспекты формирования влечения к алкоголю у подростков;

– Социально-гигиенические аспекты потребления алкоголя, наркотически действующих веществ, курения среди городских подростков - школьников Российской Федерации;

– Семейные факторы риска употребления алкоголя подростками и программа его первичной профилактики.

Д) Исторические науки:

– Борьба с пьянством и алкоголизмом в 1894-1932 гг.: опыт отечественной истории.

Е) Юридические науки:

– Предупреждение преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения;

– Криминологический анализ и предупреждение пьянства и алкоголизма как негативного социального явления в современной России;

– Преступления, совершаемые в сфере семейных отношений на почве наркомании и алкоголизма, и проблемы их предупреждения.

Приведенная выборка далеко не полная, но она показывает социальное явление со всех сторон. Только подробно изучив это явление, все его элементы, можно строить «Систему антиалкогольного воспитания учащихся общеобразовательной средней школы» (тема одной из кандидатских диссертаций по педагогике, специальность 13.00.01). Конечно, это исследование будет уровня докторской диссертации. Любое другое исследование будет неполным, а разработанная система не будет решать возложенные на нее задачи в полном объеме. Только в рамках отдельного научного направления возможны подобные комплексные исследования.

Таким образом, предпосылки возникновения педагогики безопасности есть, и они, на наш взгляд, достаточно веские. Прочно занимая позиции в других научных областях, фиксация «безопасности» в педагогике является лишь признанием имевшего место факта: формирование опыта безопасного существования человека происходило ПОСТОЯННО, как в филогенезе, так и онтогенезе человека. Без этого опыта (и его передачи из поколения в поколение) человечество бы просто не выжило в условиях. Понимая «безопасность» на философском уровне, придавая научный статус наукам, исследующим проблемы безопасности наравне с традиционными, выделение в педагогике нового научного направления «педагогика безопасности» не есть корыстное желание выделиться из массы, а есть необходимость и требование сегодняшнего дня и грядущих изменений. Общество и наука рискует всегда, и в данном в случае, тоже.  В случае непринятия «педагогики безопасности», если оставить всё так, как есть, возникнут свои риски и в случае принятия – тоже. Но во втором случае, в случае принятия в лоно науки «педагогики безопасности», шансы выживания у человечества однозначно повышаются.

 

Литература

1. Андрианов Н. А. Оптимизация профессиональной подготовки слушателей военно-медицинского института к оказанию первой помощи травмированным с повреждениями конечностей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Саратов, 2006.

2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб., 2002.

3. Гафнер В. В.Педагогика безопасности как новое научное направление современной педагогики. – Режим доступа: http://педагогика-безопасности.рф

4. Евдокимов В. И. Безопасность жизнедеятельности: библиогр. указ. отеч. автореф. пед. дис. (1993–2009 гг.) / Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А. М. Никифорова МЧС России, Гос. науч.- исслед. испытат. ин-т воен. медицины Минобороны России. – СПб.: Политехника-Сервис, 2010.

5. Ительсон Л. Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. – М.: Педагогика, 1964.

6. Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века (по материалам международных исследований) / Под ред. В. Э. Шляпентоха, В. Н. Шубкина, В. А. Ядова. – М.: 1999.

7. Краевский В. В. Сколько у нас педагогик? // Педагогика, 1997. – № 4.

8. Мошкин В. Н. Воспитание культуры безопасности школьников: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. – Барнаул, 2004.

9. Новиков А. М. Основания педагогики. – М.: Из-во ЭГВЕС, 2010.

10. Новиков А. М. От педагогики индустриального к педагогике постиндустриального общества // «Народное образование», 2005. – № 6.

11. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. – М.: Из-во ЭГВЕС, 2008.

12. Рыбалкин Н. Н. Философия безопасности: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

13. Теория безопасности социальных систем: учебное пособие / Под редакцией В. Ф. Жмеренецкого – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2010.

14. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований / Педагогика и логика. – М. : Касталь, 1993.

15. Яницкий О. Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России, 2003. – № 1.

16. BeckU. Risk Society. Toward a New Modernity. L.: SAGE, 1992.