Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

 Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 16 декабря 2016г.

 подробнее о конференции  

 


Всероссийская студенческая конференция  

«Грани педагогики безопасности»

9 декабря 2016 г. 

Скачать инфописьмо >>


 

 

Курсы переподготовки учителей по программе «Основы теории и методики преподавания ОБЖ в образовательных организациях»

Далее >> 



Блог ОБЖ 

загляни за страницы учебника ОБЖ 


  

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!!!


 

 

 

 

 

Гафнер В.В. 

Культура безопасности: 

аналитический обзор диссертационных исследований 

скачать БЕСПЛАТНО 

ФОТОГАЛЕРЕЯ 
 ПРЕЗЕНТАЦИИ  ТЕСТЫ  КОНСПЕКТЫ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНИКИ  ВИДЕОУРОКИ
             
5 КЛАСС 6 КЛАСС 7 КЛАСС 8 КЛАСС 9 КЛАСС 10 КЛАСС 11 КЛАСС

Автономное существование

ПОЛОЖЕНИЕ 

о почетном звании МАНЭБ

"Заслуженный учитель ОБЖ"
 

Выживание – это комплекс активных целесообразных действий, направленных на сохранение жизни в условиях автономного существования после наступления какого нибудь непредвиденного/неприятного случая

 

Эти действия заключаются в преодолении  психологических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективном использовании аварийного снаряжения и местных ресурсов.

Проблема выживания  требует решения четырех основных вопросов:

1. Защиты от влияния неблагоприятных факторов внешней среды;

2. Обеспечения  связи и ориентирования с помощью всех имеющихся подручных

средств;

3. Преодоления первоначальных психологических стрессов;

4. Удовлетворения жизненных потребностей водой, пищей и т.д. за счет аварийных

запасов и природных ресурсов;


   Основное положение, которое определяет проблему выживания, – человек, каким бы примитивным ни было его снаряжение, может и должен выжить в самых суровых климато-географических условиях, если он заставит служить себе окружающую среду, которая должна стать источником всего необходимого.

  Анализ поведения людей в чрезвычайной ситуации (авария самолета, кораблекрушение, пожар, наводнение и т. п.) показывает, что примерно 12-25% из них сохраняют самообладание, быстро оценивают обстановку, действуют решительно и разумно. У 12-25% людей отмечаются реактивные состояния, истерические реакции, которые проявляются либо в сильном возбуждении, беспорядочных неадекватных действиях, либо в заторможенности, подавленности, глубокой прострации, полном безразличии к происходящему, неспособности к какой бы то ни было деятельности. Большинство людей (50-75%), хотя и оказываются в состоянии своеобразного ошеломления, «психического шока», все же остаются спокойными, но недостаточно активными.

  При определении факторов внешней среды, неблагоприятно воздействующих на человека, оказавшегося «один на один с природой»,  часто используется понятие «стрессы выживания», к которым относятся: боль, холод, жара, жажда, голод, переутомление, одиночество.

Несомненно, в такой классификации имеется некоторая условность, однако она помогает как-то систематизировать эти факторы, что облегчает рассмотрение взаимоотношений между внешней средой и человеком в условиях автономного существования.

 

  Боль – нормальная физиологическая реакция организма, выполняющая защитную функцию. Человек, лишенный болевой чувствительности, подвергается серьезной опасности, так как не может своевременно устранить угрожающий фактор. Но, с другой стороны, боль, причиняя страдание, раздражает, отвлекает человека, а длительная сильная, непрекращающаяся боль влияет на его поведение, деятельность и может быть причиной возникновения различных заболеваний.И вместе с тем человек иногда в состоянии справиться с очень сильными болевыми ощущениями, преодолеть их. Сосредоточиваясь на решении какой-либо очень важной, ответственной задачи, человек способен «забыть» о боли.

 

  Холод. Снижая физическую активность и работоспособность, холодовой стресс оказывает воздействие на психику человека. Цепенеют не только мышцы, цепенеет мозг, воля, без которой любая борьба обречена на поражение. Поэтому в зоне низких температур, например в Арктике, деятельность летчика, космонавта начинается с мер по защите от холода: строительства убежища, разведения огня, приготовления горячей пищи и питья.

 

  Жара. Высокая температура окружающей среды, а в особенности прямая солнечная радиация вызывают в организме человека значительные изменения, иногда за относительно короткое время. Перегрев организма нарушает функции органов и систем, ослабляет физическую и психическую деятельность. Особенно опасно воздействие высоких температур при недостатке питьевой воды, ибо в этом случае, наряду с перегревом, развивается обезвоживание организма. Постройка солнцезащитного тента, ограничение физической активности, экономное использование запаса воды – меры, значительно облегчающие положение космического или летного экипажа, оказавшегося после посадки в пустыне или тропиках.

 

  Жажда. Ощущение жажды при невозможности удовлетворить ее из-за недостатка или отсутствия воды становится серьезной помехой деятельности человека при автономном существовании, особенно в условиях высоких температур окружающей среды. Жажда завладевает всеми его помыслами и желаниями, которые сосредоточиваются на единственной цели – избавиться от этого мучительного ощущения.

 

Голод. Совокупность ощущений, связанных с потребностью организма в пище, можно рассматривать как типичную, хотя и несколько замедленную, реакцию стресса. Хотя известно, что человек может обходиться без пищи в течение продолжительного времени, сохраняя работоспособность, однако многодневное голодание, а при недостатке воды в особенности, ослабляет организм, снижает его устойчивость к воздействию холода, боли и т. д. Аварийный пищевой рацион, имеющийся в НАЗе (носимом аварийном запасе), рассчитан лишь на несколько суток субкомпенсированного питания. Источником пищевых запасов должна стать внешняя среда за счет охоты, рыбной ловли и сбора дикорастущих съедобных растений.

 

  Переутомление – своеобразное состояние организма, возникающее после длительного (а иногда и кратковременного) физического или психического напряжения. Переутомление таит в себе потенциальную опасность, притупляя волю человека, делая уступчивым к собственным слабостям. Оно подготавливает человека к психологической установке: «Эта работа не срочная. Ее можно отложить на завтра». Последствия такого рода установки могут быть самые серьезные. Избежать переутомления и быстро восстановить силы позволяет правильное, равномерное распределение физических нагрузок, своевременный отдых, который всеми доступными средствами надо делать как можно более полноценным.

 

  Уныние – психическое состояние, вызванное одиночеством, провалом задуманных планов, неудачными попытками установить связь, безуспешными поисками воды и пищи и т. д. Его развитию способствует незанятость, монотонная однообразная работа, отсутствие четкой цели. Этого состояния можно избежать, возложив на каждого выживающего определенные обязанности, требуя их неуклонного выполнения, ставя перед каждым конкретные, но обязательно выполнимые задачи.

  Страх - одной из форм эмоциональной реакции на опасность и наиболее опасным врагом выживающего является страх.

Реакция человека на страх зависит не столько от обстановки, в которой он оказался, сколько от его волевых качеств, от подготовленности и организованности, от правильности оценки ситуации, уверенности в себе и своем снаряжении.

  Для неподготовленного человека внешняя среда оказывается постоянным источником страха.     Попав в лесную чащу, он напряженно ждет нападения хищных животных, с ужасом ожидает появления акул, оказавшись на плаву в океане, при посадке на льды полярного бассейна его преследует страх разлома льдины, а в пустыне на каждом шагу мерещатся ядовитые змеи. И хотя чувство страха является вполне закономерной реакцией, если не справиться с ним, поддаться ему, то, в конце концов, оно окончательно подчинит себе все мысли и поступки человека. Страх любую простую проблему превращает в сложную, а сложную делает непреодолимой.

В состоянии страха человек теряет способность контролировать свои действия, принимать правильные решения. Состояние страха усиливает ощущение боли, воздействие холода и жары, голода и жажды. К примеру летчик замерзает, имея в кармане спички и полные баки горючего.

  Но в то же время страх, управляемый и подавляемый, может оказаться полезным стимулятором деятельности человека, заставляя его быстрее и лучше соображать, активнее действовать, он обостряет восприятия органов чувств, придает физическую силу, превращаясь из врага в своеобразный катализатор энергии и решительности. Таким образом, страх может не только уменьшить шансы на спасение, но и значительно их повысить. Для поддержания своей жизни человек нуждается в определенных условиях, пище, воде, жилище и т. д. Вместе с тем, являясь членом общества, он привыкает к мысли, что многие его потребности обеспечивают окружающие люди, что кто-то постоянно заботится об удовлетворении его нужд, что в той или иной неблагоприятной ситуации он всегда может рассчитывать на чью-то помощь. И действительно, в повседневной жизни человеку не приходится ломать себе голову над тем, где укрыться от жары или холода, чем и где утолить голод и жажду. Заблудившись в незнакомом районе, он без особого труда получит нужную информацию, заболев, обратится за помощью к врачам.

 

  При автономном существовании в безлюдной местности подобная философия, выработанная цивилизацией, совершенно неприемлема, так как удовлетворение даже самых обычных жизненных потребностей иногда превращается в трудноразрешимую проблему. Вопреки приобретенному многолетнему жизненному опыту, жизнь человека становится зависимой не от привычных критериев – образования, профессиональных навыков, материального положения и т. п., а от совсем других факторов: от внешней среды, от солнца и ветра, от температуры воздуха, от наличия или отсутствия водоемов, животных, съедобных растений. У неподготовленного человека внешняя среда становится источником постоянной, неосознанной опасности. Он находится в состоянии неопределенности, ибо не знает, откуда исходит опасность, а если и знает, то не может правильно оценить ее степень. Длительность реакции такого рода может варьировать от минут до нескольких суток, но она тем короче, чем лучше человек осведомлен об условиях, в которых он оказался.

  Несомненно, что успех выживания во многом зависит от психофизиологических состояний летчика, космонавта: воли, настойчивости, самообладания, его физической подготовленности, выносливости. Однако и этого недостаточно для победы над природой в условиях автономного существования в безлюдной местности. Необходимы теоретические знания вопросов выживания, подкрепленные практическими навыками.

 

  Полученная в процессе подготовки разносторонняя информация о внешней среде, особенностях неблагоприятного воздействия тех или иных факторов, повышает уверенность человека, оказавшегося в безлюдной местности или на борту спасательного плота в океане, в своих силах, внушает убежденность в том, что он сможет справиться с любыми трудностями, ибо знает, что надо сделать и каким образом это можно сделать. Деятельность человека в тех или иных условиях зависит от идеального представления о предстоящих действиях, от того, насколько образ предстоящих действий совпадает с их реальными условиями.

  Поэтому задача обучения по выживанию – добиться максимального сближения идеального с реальным.При этом тренировки должны проводиться в различных физико-географических условиях, что позволит обучающимся полнее ощутить на себе воздействие различных факторов, присущих той или иной зоне.

  Важную роль при автономном существовании в безлюдной местности играет внешняя среда, ее физико-географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания. Факторы внешней среды, влияющие на человека, весьма разнообразны и многочисленны. Это – ветер и солнечная радиация, высокие и низкие температуры и т. д. Опыт подсказывает, что люди способны переносить самые суровые природные условия в течение длительного времени. Однако человек, непривычный к этим условиям, попадающий в них впервые, случайно, в результате сложившихся обстоятельств (авария самолета, гибель корабля и т. п.), оказывается в значительно меньшей степени приспособленным к жизни в незнакомой среде, чем ее постоянные обитатели. Поэтому чем жестче условия внешней среды, тем короче оказываются сроки автономного существования, тем большего напряжения требует борьба с природой, тем строже должны выполняться правила поведения, тем дороже цена, которой оплачивается каждая ошибка.

источник


НОВОСТИ

После землетрясения - на урок ОБЖ

Пермские школьники готовы к новым землетрясениям. Почти во всех школах города прошли уроки по безопасности.
 

Дом пошел ходуном и задрожали стены. Этим учеников пермских школ теперь не напугать. На уроке ОБЖ ребятам рассказали о правилах поведения во время землетрясения. Ученикам рассказали, какие вещи в первую очередь нужно взять с собой при эвакуации. А самое главное, где прятаться если началась тряска. 

 

СТАТЬИ

ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

Лемеш К.И., Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия

 

  Наша жизнь неразрывно связана со сказками. В детстве родители нам читали их, придумывали свои, рассказывали.  И мы жили в мире чудес, волшебства, фантазии, пытались распознать, где добро, а где зло. Спустя время мы и сами их выучили и начали рассказывать другим. Сегодня мы знаем множество сказок, да и посей день, они сочиняются и печатаются. Но знаем ли мы их смысл? Как они влияют на нас? И на формирование культуры безопасности человека? Думаю, не каждый задумывался об этих вопросах.

Читать полностью »