Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма диктуют необходимость быстрого реагирования на угрозы. Повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от этих угроз являются одной из важнейших задач при обеспечении национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития Российской Федерации. Одним из методов решения данной проблемы является создание специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 894 «Об утверждении Перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб» в России в качестве такого единого номера определен номер «112». В постановлении установлен перечень экстренных оперативных служб, состоящий из четырех ранее действовавших экстренных оперативных служб (пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы), и двух новых служб - «Антитеррор» и «Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях». В соответствии с требованиями данного постановления был проведен комплекс системно-технических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и дежурно-диспетчерских служб (ДДС) для создания возможности приема и обработки вызовов отнаселения в адрес всех существующих и создаваемых экстренных оперативных служб.
Из истории вопроса:
В США и Канаде служба «911» получила свое название по универсальному телефонному номеру «911», обеспечивающему возможность обращения жителей и организаций конкретного района в местную систему общественной безопасности. Первая служба «911» была открыта в феврале 1968 года в г. Халлевиле (США).
Исследования по использованию служб чрезвычайной помощи, проведенные в США, показали, что менее чем 50 процентов граждан США знают номера различных экстренных специальных служб. При возникновении чрезвычайного происшествия 10 процентам граждан требуется при оказании помощи привлечение более чем одной экстренной службы. Службы «911» также позволяют более рационально использовать ресурсы чрезвычайных служб, обеспечить эффективное воздействие всех экстренных оперативных служб при их совместных действиях по ликвидации последствий происшествий.
Анализ работы служб «911», рассчитанных на обслуживание вызовов только чрезвычайного характера, показывает, что порядка 50 процентов телефонных обращений к службе «911» из общего количества вызовов не являются чрезвычайными. В результате на службы поступает значительный процент ложных вызовов. Эти вызовы приводят к возникновению перегрузок на сетях связи, обеспечивающих работу служб "911", следствием чего является отказ или длительное ожидание обслуживания действительно чрезвычайных обращений. Данные ситуации могут приводить к трагическим последствиям - звонивший не получит своевременной помощи.
В Европе службы спасения строятся практически по тем же принципам, что и в США, но в качестве единого телефонного номера в странах ЕС принят номер «112». Как правило, номер «112» обслуживают либо пожарные, либо полиция, которые принимают необходимые меры и привлекают другие взаимодействующие службы.
В соответствии с решением Европарламента номер «112» является обязательным для вызова экстренных служб при возникновении чрезвычайной ситуации с угрозой для жизни и здоровья людей.
Европейские страны подписали в 1998 году телекоммуникационное соглашение, согласно которому единым номером экстренного вызова стал «112». В результате, находясь в любой из европейских стран, можно, в случае необходимости, набрать номер «112» и получить требуемую помощь.
Основными целями создания Системы-112 в Российской Федерации являются:
- организация комплекса мер направленных на защищенность населения на всей территории Российской Федерации на основе согласованного взаимодействия всех экстренных оперативных служб, размешенных на территории муниципального образования, по общим алгоритмам;
- организация удобного обращения к экстренным оперативным службам по типу «одного окна», позволяющая населению при возникновении происшествия не задумываться, какая именно служба ему необходима, и какой номер требуется использовать для доступа к ней;
- повышение качества и эффективности взаимодействия оперативных служб при их совместных действиях в экстремальных ситуациях с целью уменьшения возможного социально-экономического ущерба, снижения затрат финансовых, медицинских, материально-технических и других ресурсов на экстренное реагирование;
- снижение экономических затрат на осуществление взаимодействия экстренных оперативных служб;
- ввод в действие системы обеспечения вызова экстренных служб через аналогичный со странами Евросоюза номер «112», привычный для использования иностранными гражданами.
Система-112 должна решать следующие основные задачи:
- приём оператором единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) по номеру «112» сообщений о происшествиях и обеспечение психологической поддержки позвонившего;
- передача необходимой информации о происшествии в соответствующие дежурно-диспетчерские службы по их компетенции для организации экстренного реагирования;
- оценка оператором ЕДДС поступающей информации о происшествии;
обобщение информации о происшествиях, а также формирование статистических отчетов по поступившим вызовам;
- автоматическое определение номера позвонившего, получение имеющихся данных о местонахождении абонентского устройства с этим номером, а также других доступных данных от оператора связи, обеспечение автоматического дозвона до позвонившего в случае внезапного прерывания соединения;
- регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений по номеру «112» (запись, архивирование, поиск, передача и др.);
- оказание справочно-консультативной помощи населению и организациям по вопросам реагирования на происшествия;
- ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале и завершении экстренного реагирования на полученные сообщения и его основных результатах;
И еще немаловажный, и может быть самый главный, аспект – номер 112 работает у всех операторов сотовой связи в режиме так называемого «ожидания» (отсутствие денег на счете, отсутствие устойчивой связи и т.п.) – в указанных случаях практически на всех современных моделях сотовых телефонов автоматически высвечивается логотип «ТОЛЬКО 112». Это означает, что человек может набрать номер 112 с любого телефона, из любого города, даже если, например, у него на телефоне закончились деньги, и получить грамотную и своевременную помощь.
По оценкам экспертов, невосполнимые ежегодные потери российского населения в результате чрезвычайных ситуаций достигают 70 тысяч человек с учетом дорожно-транспортных происшествий. Около 300 ценных объектов культурного наследия российского и всемирного значения ежегодно страдают от чрезвычайных ситуаций. Изменить такую печальную статистику можно с помощью новой единой системы вызова экстренных служб.
По расчетам специалистов, использование единого номера вызова экстренных служб даст возможность снизить время эффективного реагирования на вызов с 1 часа до 30-40 минут. Это, в свою очередь, позволит уменьшить число погибших на 10-15%, или на 7-10 тысяч человек в год.
источник http://112info.ru/home/