(в сокращении. Источник: ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2013. №8. )
Гафнер В.В.,
к.п.н., доцент кафедры безопасности жизнедеятельности,
Уральский государственный педагогический университет,
г.Екатеринбург
Начиная с 2010 года, последовательно были утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования второго поколения для начального общего образования, основного общего образования и среднего полного общего образования. В содержание всех ФГОС общего образования было введено новое понятие – «безопасный образ жизни», содержание которого в документе не раскрывается. В других официальных документах о «безопасном образе жизни» также ничего не говорится. Как в известной сказке, педагогу предлагают – «сформируй то, не знаю что».
Новое понятие «безопасный образ жизни» у многих педагогов вызывает ассоциацию со «здоровым образом жизни», о котором также неоднократно ведется речь во ФГОС, и ошибочно воспринимается как нечто интуитивно понятное и само собой разумеющееся. Тем не менее, у внимательного и думающего педагога, реализующего ФГОС, должен возникнуть целый ряд вопросов, например:
- Что такое «безопасный образ жизни»?
- Каковы составляющие «безопасного образа жизни»?
- Чем «безопасный образ жизни» отличается от «здорового образа жизни»?
- Как мне формировать у учащихся убеждения, установки и навыки безопасного образа жизни?
- Что представляет собой «система знаний об основах безопасного образа жизни»?
Ответов на эти вопросы в печатной научной литературе и на просторах Интернета найти не удастся, так как никто не ставил подобных вопросов.
Не смотря на то, что первый ФГОС начального общего образования был принят почти 4 года назад, задача выделить, перечислить и изучить эти процессы даже не ставилась. Ни одна из миеющихся во ФГОС категорий (установки, ценности, убеждения, нормы, навыки и др.) в отношении к безопасному образу жизни в научной психолого-педагогической литературе не рассматривалась, хотя все они достойны детальных исследований, в том числе, диссертационных (как педагогических, так и психологических). Бесспорно, подобное изучение темы обогатило бы наше представление о педагогике безопасности вообще, и о формировании у человека культуры безопасности, в частности.
Прежде чем приступить к формированию (развитию) у человека чего либо, в нашем случае - «безопасного образа жизни», следует дать определение этому явлению, предварительно разобравшись (хотя бы в первом приближении), в чем состоит его суть. Смыслообразующим ключевым словом в словосочетании «безопасный образ жизни» является «образ». Образ, согласно философскому словарю [6], есть результат отражения объекта, внешнего мира в сознании человека. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления — понятия, суждения и умозаключения. Исходя из этого,придание образу элементов деятельности является ошибкой. К сожалению, подобную ошибку можно часто наблюдать во множестве определений «здорового образа жизни». Деятельность, в нашем случае, выступает в качестве вещественной формы воплощения образа. Исходя из логики рассуждения, «образ жизни» – в философском, исходном понимании – результат представления (отражения) жизни.
Однако, традиционно под «образом жизни» понимают нечто иное:
- системную и нормированную совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования [5];
- систему устойчивых взглядов, потребностей человека, выражающихся в его повседневном поведении, сложившуюся в процессе жизни [3];
- устойчивую совокупность всего того своеобразно-отличительного, типичного, что присуще жизнедеятельности именно данной конкретной личности, группы и общества [4].
Для того, чтобы минимизировать расхождения между выявленными различиями в подходах к определению «образа жизни», а также, чтобы определение «безопасного образа жизни» было пригодным к использованию в теории и практике, его, наш взгляд, необходимо представить в широком (социально-философском) и узком (в отношении человека, личности) понимании. Суммируя вышесказанное, предложим научной педагогической общественности рабочие варианты интересующих нас определений, которые впоследствии можно будет уточнить.
В широком смысле слова, «безопасный образ жизни» - это сформированное представление (образ) о вошедших в повседневную практику нормах и правилах безопасного поведения человека, а также методах и средствах их воплощения в жизнь.
В узком смысле, «безопасный образ жизни человека» - это основанная на повседневном выполнении норм и правил безопасности устойчивая во времени индивидуальная форма поведения человека, которая отражает его систему социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений, и обеспечиваетсохранение жизни.
Следует учесть, что кроме индивидуального образа жизни, существует групповой уровень образа жизни, который включает в себя сумму наиболее типичных форм жизнедеятельности составляющих ее индивидов и формы жизнедеятельности группы как целостности [4]. Образ жизни социальной системы (т.е. социальной общности – класса, страты, этноса, нации, цивилизации) определяет структуру образа жизни личности, которая входит в эту социальную группу.
Таким образом, выявленное новое понятийное поле «безопасный образ жизни» ждет своих исследователей. Приведенное в работе рабочее определение «безопасный образ жизни» и «безопасный образ жизни человека» педагоги могут использовать для дальнейшей теоретической и практической деятельности.
Для педагога вопрос «что такое «безопасный образ жизни»?» – очень серьезный, ведь, чтобы формировать установки, ценности, убеждения, нормы, навыки, и в итоге – культуру безопасности, следует не только скорректировать содержание курса ОБЖ, но и методику проведения занятий. Не следует забывать про учителя безопасности жизнедеятельности, который должен сам владеть культурой безопасности, а также владеть методиками её формирования. Проведенная систематизация научных исследований в направлении формирования у учащихся культуры безопасности [1], показала, что в настоящее время существуют разные подходы к пониманию того, что есть «культура безопасности» и «как её формировать».
Несмотря на достаточно большое количество точек зрения на культуру безопасности (около 30 определений), смысловое поле понятия и его содержание постепенно приобретает четкие границы. Вероятно, и в отношении «безопасного образа жизни» возникнет подобное расхождение точек зрения. Поэтому важно уже на начальном этапе введения понятия в «педагогический обиход», стараться прийти к единому в педагогической среде пониманию данного явления. Площадкой для оперативного обсуждения значимых проблем курса ОБЖ мог бы стать новый сайт ОБЖ.РФ[2],который, планируется, станет «визитной карточкой» курса. Необходимо активизировать работу по наполнению «безопасного образа жизни» конкретным содержанием, так как используемое во ФГОС словосочетание «здоровый и безопасный образ жизни» раскрывается ТОЛЬКО со стороны здоровья, а безопасная «сторона медали» просто игнорируется. Только четко разведя понятия «здоровый образ жизни» и «безопасный образ жизни» мы сможем отстаивать свои позиции в формировании у учащихся культуры безопасности (о которой во ФГОС тоже упоминается), четко ставить диагностически проверяемые педагогические цели и задачи.
Литература
- Гафнер В. В.Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.); ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 200 с. – (Серия «Педагогика безопасности»). – URL: http://культура.педагогика-безопасности.рф/4/3 (дата обращения: 01.08.2013).
- ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. URL: http://обж.рф (дата обращения: 01.08.2013).
- Образ жизни. Медицинский портал про здоровье [Электронный ресурс]. URL: http://valeologija.ru/valeologija-russkij/13/91-obraz-zhizni (дата обращения: 01.08.2013).
- Татарникова Н. С. Социальная психология, психология групп и лидерства: учебное пособие. – Н. Новгород, 2009. – 180 с.
- Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. – М., 1975. – 182 с.
- Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.