Безопасный образ жизни: Как его сформировать учителю? От теории к практике
Гафнер В. В. Безопасный образ жизни: Как его сформировать учителю? От теории к практике // Народное образование, № 3, с. 186-192
Гафнер В.В.,
Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры безопасности жизнедеятельности,
Уральский государственный педагогический университет,
г.Екатеринбург
Аннотация: Проведен анализ ФГОС с точки зрения формирования у учащихся безопасного образа жизни. Дано определение «безопасный образ жизни».
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, безопасный образ жизни, культура безопасности.
Наши граждане должны четко знать,
как вести себя в чрезвычайной ситуации.
Знать уже со школьной скамьи.
Поэтому одна из важнейших задач –
это развитие самой культуры безопасности населения[1].
Президент России В. В. Путин
Сохранение жизни человека – задача общества №1
Ценность жизни человека невозможно измерить индикаторами, показателями, деньгами. Гибель даже одного человека – трагедия не только для его родных и близких. Это трагедия и для всего общества, ведь через гибель своего члена, оно лишилось возможности развития в каком-то направлении. Это особенно тяжко переживается, если речь идет о детях.
Детский травматизм и смертность имеют свои особенности. Причинами около 70% смертей детей в России в возрасте 5-19 лет являются внешние факторы (относящиеся к предотвратимым)[2]. Детализация данных статистики показывает, что ежегодно в России гибнет детей (в среднем, цифры округлены):
– 1500 самоубийств;
– 900 на дорогах;
– 500 на пожарах;
– 400 на водных объектах;
– 300 от случайных отравлений.
По свидетельствам очевидцев стрельбы 3 февраля 2014 года в московской школе № 263, 15-летний С. Гордеев перед тем, как произвести роковые выстрелы, рассказывал, как он устал от такой жизни и хочет умереть.
За медицинской помощью по поводу травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин ежегодно обращается около 3 млн. пострадавших в возрасте от 0 до 17 лет включительно. В структуре детского травматизма бытовые и уличные травмы в совокупности составляют более 80%[3] (для сравнения – школьные травмы составляют около 6,5% от общего количества).
В чем ценность золотой медали для ученика, переходящего дорогу в неположенном месте и погибшего под колесами автомобиля? Что делает общество и государство для того, чтобы снизить уровень травматизма и смертности среди детей? Какова роль образования в этом процессе? Что может сделать рядовой учитель?
«Безопасный образ жизни» в содержании ФГОС
В фундаментальном ядре содержания общего образования отмечается, что осознание ценности человеческой жизни и умение противодействовать влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, являются одними из основных задач воспитания личностной культуры человека[4].
В течение последних лет последовательно были утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования второго поколения для начального общего образования (НОО), основного общего образования (ООО) и среднего полного общего образования (СПОО). В новом ФГОС четко прослеживается серьезное отношение к вопросам здоровья и безопасности.
Стандарт впервые определяет здоровье школьников как одно из важнейших результатов образования, а укрепление и сохранение здоровья – в качестве одного из главных направлений деятельности современной школы. Например, требования ФГОС к личностным результатам освоения всех предметных областей ООО, среди многих, включают в себя усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах, а также формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
ФГОС ввел в обращение новый термин «безопасный образ жизни» (БОЖ). Уровни интеграции БОЖ в жизнь учащихся (от выполнения правил до формирования установок и ценностей) есть в описании «портрета выпускника» и его личностных результатов для каждого уровня общего образования. Есть более детальное описание уровней формирования БОЖ в предметных результатах по отдельным предметам (ОБЖ, физическая культура, экология).
Детальное изучение ФГОС всех уровней с целью поиска всех словосочетаний, связанных с БОЖ показало, что данное явление представляет собой обширное поле деятельности, как для педагогов-исследователей, так и педагогов-практиков. Систематизация полученных результатов анализа оформлена в виде таблицы.
БОЖ в содержании ФГОС
Кроме этого, в ФГОС НОО итоговая оценка качества освоения основной образовательной программы должна учитывать готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Основная образовательная программа ООО должна обеспечить осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне ООО и СПОО должна включать в себя:
- модель организации работы по формированию безопасного образа жизни;
- критерии и показатели безопасного образа жизни;
- формы и методы формирования у обучающихся культуры безопасного образа жизни;
- планируемые результаты по формированию безопасного образа жизни.
Новый термин «безопасный образ жизни» у многих педагогов ассоциируется со «здоровым образом жизни», о котором также неоднократно ведется речь во ФГОС, и ошибочно воспринимается как нечто интуитивно понятное и само собой разумеющееся. Тем не менее, у внимательного и думающего педагога, реализующего ФГОС, должен возникнуть целый ряд вопросов, например:
- Что такое «безопасный образ жизни»?
- Каковы составляющие «безопасного образа жизни»?
- Чем «безопасный образ жизни» отличается от «здорового образа жизни»?
- Как мне формировать у учащихся убеждения, установки и навыки безопасного образа жизни?
- Что представляет собой «система знаний об основах безопасного образа жизни»?
Ответов на эти и другие вопросы в печатной научной литературе и в Интернет-пространстве найти не удастся, так как никто не ставил подобных вопросов.
Безусловно, подходить к решению задач по формированию БОЖ с таких позиций как «интуитивно понятное и само собой разумеющееся», нельзя. Решить педагогу задачу в формате «иди в класс и сформируй то, не знаю что» невозможно. Поэтому необходима глубокая проработка (осмысление) всех понятий, формулировка всех определений, связанных с БОЖ, с последующим приданием им соответствующего содержания, с которым педагог может войти в класс к ученикам.
Понятие «Безопасный образ жизни»
Не смотря на то, что впервые термин «безопасный образ жизни» был использован в 2009 году (ФГОС НОО), до настоящего времени нами не было обнаружено официальных трактовок и глубоких исследований этого феномена. Поэтому прежде чем приступить к формированию (развитию) у человека чего либо, в нашем случае – «безопасного образа жизни», следует дать определение этому явлению, предварительно разобравшись (хотя бы в первом приближении), в чем состоит его суть.
Смыслообразующим ключевым словом в словосочетании «безопасный образ жизни» является «образ». Образ, согласно философскому словарю[5], есть результат отражения объекта, внешнего мира в сознании человека. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления — понятия, суждения и умозаключения. Исходя из этого, придание образу элементов деятельности является ошибкой. К сожалению, подобную ошибку можно часто наблюдать во множестве определений «здорового образа жизни». Деятельность, в нашем случае, выступает в качестве вещественной формы воплощения образа. Исходя из логики рассуждения, «образ жизни» – в философском, исходном понимании – результат представления (отражения) жизни.
Однако, традиционно под «образом жизни» понимают нечто иное:
- системную и нормированную совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования[6];
- систему устойчивых взглядов, потребностей человека, выражающихся в его повседневном поведении, сложившуюся в процессе жизни[7];
- устойчивую совокупность всего того своеобразно-отличительного, типичного, что присуще жизнедеятельности именно данной конкретной личности, группы и общества[8].
Для того, чтобы минимизировать расхождения между выявленными различиями в подходах к определению «образа жизни», а также, чтобы определение «безопасного образа жизни» было пригодным к использованию в теории и практике, его, наш взгляд, необходимо представить в широком (социально-философском) и узком (в отношении человека, личности) понимании. Суммируя вышесказанное, предложим рабочие варианты интересующих нас определений, которые впоследствии можно будет уточнить.
В широком смысле слова, «безопасный образ жизни» - это сформированное представление (образ) о вошедших в повседневную практику нормах и правилах безопасного поведения человека, а также методах и средствах их воплощения в жизнь.
В узком смысле, «безопасный образ жизни человека» - основанная на повседневном выполнении норм и правил безопасности устойчивая во времени индивидуальная форма поведения человека, которая отражает его систему социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений, и обеспечиваетсохранение жизни.
В отношении предложенного выше определения могут возникнуть различные точки зрения. Это допустимо, возможно в результате обсуждения и возникнет единое в педагогической среде понимание данного явления.
Образ жизни индивида включает в себя[9]:
1) Совокупность определенных потребностей, интересов, мотивов, побуждающих его к жизнедеятельности;
2) Ментальность, волю и другие способности;
3) Виды жизнедеятельности, в которых реализуются мотивы, способности, условия их реализации (семейная, бытовая, трудовая, политическая и т.п.);
4) Предметную среду, в которой реализуется его жизнедеятельность и которая становится средством удовлетворения его потребностей, интересов, целей.
С понятием образа жизни тесно связаны другие понятия, такие как условия жизни, качество жизни, уровень жизни, уклад жизни, стиль жизни, но в рамках данной статьи эти понятия нас не интересуют.
Другим введенным во ФГОС новым понятием, без его научного толкования, является «культура безопасного образа жизни». Возникает вопрос: как соотносятся между собой понятия «культура» и «образ жизни»?
Многие специалисты убеждены в том, что понятие «культура» гораздо шире, чем понятие «образ жизни». Бесспорно, что культура влияет на образ жизни, но и образ жизни ежедневно изменяет культуру. Образ жизни и культура так тесно связаны друг с другом, что обывателю крайне трудно, а порой и невозможно, их разделить. Это связано с тем, что обычаи, нормы поведения, традиции, нравы и ценности составляют основу как образа жизни, так и культуры. Разница состоит в том, что понятие «образ жизни» выражает материально-практическую, повседневную сторону этой совокупности элементов, а «культура» – духовную, возвышенную сторону.
Мы согласны с точкой зрения ряда экспертов, что понятие «образ жизни» входит в объем понятия «культура», но составляет только его часть, которая характеризует то, как люди живут «сейчас», т.е. относится к настоящему времени[10]. Символизируя динамическую сторону культуры, на индивидуальном уровне образ жизни не накапливается и не передается из поколения в поколение. Развивая данное положение дальше, справедливым будет сделать вывод о том, что другая пара понятий – «культура безопасности» и «безопасный образ жизни» – соотносятся между собой подобным образом.
Опираясь на выведенное выше умозаключение и определение «безопасного образа жизни», считаем использование термина «культура безопасного образа жизни» некорректным. На наш взгляд, более приемлемым для педагогического сообщества, будет другой известный термин – «культура безопасности». Культура безопасности как явление уже достаточно хорошо проработано с научной стороны (имеется более 30 диссертационных исследований, в основном - педагогических[11]), используется в нормативных документах различных ведомств. Следует отметить, что во ФГОС понятие «культура безопасности» используется, но редко, и не связывается с «безопасным образом жизни». Мы считаем, что БОЖ следует считать первым этапом формирования культуры безопасности человека, формирования личности безопасного типа.
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни в школе: аспекты безопасности
В связи с графиком перехода обучения в соответствии с новыми ФГОС, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (ЗиБОЖ) разработаны пока только по начальной школе[12] (а также см. Безруких, М. М.,[13] Третьякова С. В.[14]). Согласно п. 19.7 ФГОС НОО, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Согласно примерным программам, работа по формированию культуры ЗиБОЖ может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:
- Здоровьесберегающая инфраструктура.
- Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
- Организация физкультурно-оздоровительной работы.
- Реализация дополнительных образовательных программ.
- Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Все представленные блоки вносят определенный вклад в общее дело, но в программе нет ни единого слова о безопасности? «Здоровый образ жизни» и «безопасный образ жизни» не одно и то же. Как понятие «безопасность человека» шире понятия «здоровье человека», аналогично, понятие «безопасный образ жизни» шире, чем «здоровый образ жизни», причем включает в себя последний.
Ответственные за разработку программы формирования культуры ЗиБОЖ в школах (завучи), берут за основу примерные программы, уточняют их с учетом своего образовательного учреждения, и не задумываются, что программа не включает в себя блок о безопасном образе жизни. Необходим шестой блок, посвященный вопросам формирования БОЖ.
В качестве примера для разработки требуемого раздела по БОЖ можно рассмотреть подробнее программу, разработанную в образовательной системе «Школа 2100»[15]. В данной программе формированию БОЖ отводится две (всего – шесть) задачи:
1) Воспитание у школьника культуры безопасного образа жизни.
Для решения этой задачи необходимо развитие следующих умений:
– понимать, что жизнь и личное здоровье есть высшая ценность не только для человека и его семьи, но и для общества в целом;
– оценивать правильность поведения в быту (правила общения, уличного движения) с точки зрения безопасного образа жизни.
2) Формирование навыков и умений безопасного образа жизни, доступных каждому человеку.
К подобным навыкам и умениям относятся следующие:
– внимательно отслеживать текущую ситуацию с целью адекватного реагирования на неё для сохранения жизни и здоровья;
– соблюдать правила безопасного поведения с огнём, водой, газом, электричеством;
– соблюдать правила дорожного движения и поведения на улице;
– соблюдать правила взаимоотношений с чужими людьми;
– соблюдать правила поведения при грозе, в лесу, на водоёме и т.п.
Предложенный перечень умений и навыков не является исчерпывающим, требует коррекции и уточнения, но сам факт внимания разработчиков к вопросам безопасности вызывает уважение. В начальной школе крайне мало учебных часов, на которых рассматриваются вопросы безопасности. Учебный предмет «Окружающий мир» дает лишь некоторые представления, а не «систему знаний об основах безопасного образа жизни», как написано во ФГОС НОО.
Усиление административных мер безопасности в образовательных учреждениях (тревожная кнопка, охранники, школьные инспектора, назначенные ответственные, приказы, планы), безусловно, приносят эффект в обеспечении безопасности учащихся, но, существует один существенный недостаток – эти меры исключают самих учащихся от процесса обеспечения собственной безопасности. В учащихся укрепляется убеждение, что кто-то обязан заботиться об их безопасности, все беспокойства перекладываются на плечи взрослых. Упускается возможность воспитать в учащихся ответственность за безопасность своей жизни.
Чтобы сформировать ЗиБОЖ у учащихся, нужно в первую очередь понять, что в основе как здорового, так и безопасного образа жизни лежитсистема социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений, которые проявляются в повседневном выполнении норм и правил, а не наличие помещений для медицинского персонала (что, безусловно важно, но относится к другому вопросу). Разовые мероприятия, классные часы, изучение отдельных тем в разных учебных дисциплинах не решают проблему формирования безопасного образа жизни. Необходима целенаправленная и систематическая работа, основу и стержень которой в начальной школе может и должен составлять курс «Окружающий мир» (раньше эту задачу решал курс ОБЖ) и программа ЗиБОЖ. При коррекции имеющихся программ ЗиБОЖ, с выделением БОЖ в отдельный блок, будут созданы предпосылки для формирования у учащихся правильного отношения к собственной безопасности, которые в сочетании со знанием правил безопасности позволят снизить печальную статистику по гибели и травматизму наших детей.
Gafner V.V.,
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian Federation
Keywords: the Federal state educational standard, safe image of life, safety of culture.
Аbstract: The analysis of the Federal state educational standard. Given the definition of «safe image of life».
[1] Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на торжественном собрании, посвященном 15-летию образования МЧС России, г. Новогорск, Московская обл., 26 декабря 2005 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.0-1.ru/?id=11275 (дата обращения: 10.11.2013).
[2] Смертность детского населения России / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий. М. Литтерра, 2007. 328 с.
[3] Андреева Т.М. Травматизм в Российской Федерации на основе данных статистики // Социальные аспекты здоровья населения. №4. 2010. [Электронный ресурс]. URL:http://vestnik.mednet.ru/content/view/234/30/lang,ru/ (дата обращения: 10.11.2013).
[4] Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. 59 с.
[5] Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.
[6] Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. – М., 1975. – 182 с.
[7] Образ жизни. Медицинский портал про здоровье [Электронный ресурс]. URL: http://valeologija.ru/valeologija-russkij/13/91-obraz-zhizni (дата обращения: 01.11.2013).
[8] Татарникова Н. С. Социальная психология, психология групп и лидерства: учебное пособие. – Н. Новгород, 2009. – 180 с.
[9] Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 440 с.
[10] Влияние культуры на образ жизни [Электронный ресурс]. URL: http://www.nirsi.ru/47 (дата обращения: 01.11.2013).
[11] Гафнер В. В.Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.); ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 200 с. – (Серия «Педагогика безопасности»).
[12] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 204 с.
[13] Безруких, М.М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении: начальная школа / М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. М.: Просвещение, 2012. 127с.
[14] Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни: основная школа (ФГОС) / Третьякова С. В., Иванов А. В., Чистякова С. Н. и др. М.: Просвещение, 2013. 96 с.
[15] Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в образовательной системе «Школа 2100» [Электронный ресурс]. URL: http://www.school2100.ru/uroki/general/OOP_nach_7_ekolog-kult_2013.pdf (дата обращения: 01.11.2013).