Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Национальная безопасность России в новой эпохе

 

Национальная безопасность России в новой эпохе

Опубликовано 30.10.2015

По мнению некоторых политологов (особенно зарубежных), современный кризис в России превратил её в «чёрную дыру» и свидетельствует об упадке, а, может, и конце русской цивилизации (с вымиранием её народа). Однако в Концепции национальной безопасности России заявлено:

«Россия намерена решительно и твёрдо обеспечивать свою национальную безопасность – залог устойчивого и динамичного развития страны в XXI веке».

 Действительно, системный анализ с учётом тенденций мировой динамики показывает: если Россия

  • при переходе к устойчивому развитию сохранит свой запас культурных ценностей,

  • восстановит своё духовное и национальное самосознание,

  • обретёт пассионариев и новую национальную идею,

  • предложит миру идеологию социальной организации, построенной на достижениях науки и общечеловеческих ценностях,

то она, как локальная цивилизация, сможет занять достойное место в рациональном сверхобществе будущего.

Как подчёркивали историки и философы, жизнестойкость нации определяется не только деятельностью правящей элиты государства, но и характером жизнедеятельности всего общества, духовным здоровьем народа. Единство народа основывается на представлении о будущем, приемлемом для всех слоёв общества, на стремлении к общей цели, на национальной идее, выдвинутой пассионариями. Она позволяет создать баланс интересов личности и общества, необходимый для результативной борьбы с вызовами и угрозами. Этот баланс должен возникнуть в сознании людей, в общественном мнении и соответствовать народному менталитету, постоянно на уровне подсознания влияющем на ежедневный выбор человека в его действиях.

Наглядно представить основу мер по обеспечению национальной безопасности России от коренной угрозы – потери духовного здоровья общества – позволяет схема (Рис.3.10). На схеме с использованием шкалы соотношения черт индивидуализма и коллективизма представлена картина изменения во времени этого соотношения для русского менталитета и для общественного мнения. Упоминалось, что соотношение черт индивидуализма и коллективизма присутствует в инерционном менталитете социума (в подсознании его членов) и в более подвижном общественном мнении (общественном сознании), постепенно воздействующем на менталитет и меняющем его положение на принятой шкале. Для поддержания жизнеспособности нации соотношение черт в её менталитете должно соответствовать не прошлому, а изменяющемуся, существующему на данный момент и, более того, надвигающемуся в будущем уровню угроз обществу (на схеме это отображено как «Необходимое положение русского менталитета в новой эпохе»).

Поиск оптимума при изменении уровня угроз вызывает естественные несоответствия изменчивого общественного мнения реальным условиям. Повышение уровня безопасности общества в конце XX века вызвало в России сдвиг общественного мнения в сторону индивидуализма, в сторону увеличения прав и свобод личности в компромиссе между интересами личности и общества (траектория «Изменение общественного мнения в условиях либеральных реформ»). При этом удаление общественного мнения от необходимой доли коллективизма зашло далеко за оптимум, соответствующий реальному уровню современных угроз национальной безопасности («Необходимое положение русского менталитета…»).

 

В эйфории начатых реформ с курсом на образ жизни в западной цивилизации не учитывалась разница между уровнем существующих угроз для России и для Запада - хотя бы со стороны природы. Ведь в России, с её природными холодами и расстояниями, даже для поддержания достигнутого комфорта надо постоянно затрачивать больше усилий, чем в других странах. В суровых условиях жизнеспособность России зиждилась именно на коллективизме, как ведущей черте менталитета нации. Но даже, как неоднократно отмечено выше, и при прочих равных условиях отставшие страны (теперь это и Россия) не могут равняться на Запад, не смогут «жить как все» (т.е. как на Западе), идти по пути, пройденному передовыми странами. Это твёрдо установлено учёными и признано на Конференции ООН-92, причём для холодной России это тем более непреложно. В эйфории перемен не учитывались и перспективы мировой динамики, неизбежность перехода человечества к устойчивому развитию с необходимыми ограничениями западных свобод жизнедеятельности, с «закатом Европы».

Длительные и значительные отрывы состояния общественного мнения от реального уровня угроз и от существующего менталитета ведут к потере духовного здоровья, к неспособности народа сопротивляться возрастающим в новой эпохе угрозам. Поэтому защита от коренной угрозы – потери единства и духовного здоровья общества – может быть обеспечена только своевременным изменением общественного мнения народа России по траектории, необходимой для сохранения жизнеспособности нации и показанной на схеме (Рис.3.10).

Поскольку постоянно существовала и существует опасность подмены государственными чиновниками общественных целей своей деятельности на цели личные, для исключения угрозы недемократических решений со стороны бюрократических государственных структур в настоящее время решающее значение имеют:

  • обеспечение свободы слова в средствах массовой информации;

  • повышение роли выборных органов;

  • участие политических партий в управлении государством;

  • развитие общественных организаций и методов общественного воздействия на решение задач национальной безопасности.

На схеме (Рис. 3.11) иллюстрируется необходимость включения в число активных субъектов национальной безопасностиличности каждого гражданина и масс общества в составе политических партий, профессиональных коллективов и общественных организаций. Эта активизация призвана обеспечить:

  • контроль общества над деятельностью правящей элиты;

  • появление пассионариев, несущих новую национальную идею.

На схеме необходимые меры обозначены пунктиром.

Новая национальная идея (общее представление о будущем, комфортном и безопасном для всех слоёв общества) должна соответствовать менталитету народных масс и быть привлекательной для окружающего мира. Такой идеей может стать новый проект сверхобщества, альтернативный «западнистскому» и соответствующий устойчивому развитию человечества.

Никакие меры «политического, правового, организационного, экономического, военного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства», на которых концентрируется внимание чиновников - представителей государственной инфраструктуры; никакие рыночные механизмы, реализуемые свободными предпринимателями; всё это - не обеспечит национальную безопасность, если ей не будет сознательно подчинена жизнедеятельность всего общества. Если в сознании личности из большинства народа (масс общества) главные ценности не будут формироваться самобытной национальной культурой, современной культурой безопасности, построенной на гармонии Знания и Веры, и национальной идеей, адекватной новой эпохе. Поэтому только механизмы, представляющие собой общественное обеспечение национальной безопасности России, определят жизнеспособность народа и цивилизации России в новой эпохе.

Краткий итог. Национальная безопасность России в новой эпохе зависит от изменения мировоззренческих установок и жизнедеятельности масс. Для выхода из национального кризиса требуется появление пассионариев с новой идеологией и активное участие каждого гражданина в общественной деятельности. Россия или восстановит духовное здоровье и единство народа, станет одним из двигателей устойчивого развития, или сойдёт с мировой арены вместе с самобытной русской цивилизацией, потеряв большинство своего населения.

 

Л.М.Власова, В.В.Сапронов, Е.С.Фрумкина, Л.И.Шершнев БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Современный комплекс проблем безопасности / Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений / Под редакцией Сапронова В.В. Москва 2009