Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Гафнер В.В. Образование и национальная безопасность России

 

Гафнер В.В. Образование и национальная безопасность России

Опубликовано 30.10.2015

Источник: Гафнер В.В. Образование и национальная безопасность России // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2002. – №6. –  С. 12–17. / 0,65 п.л.  ПЕЧАТАЕТСЯ В СОКРАЩЕНИИ

 

Предлагаемые к обсуждению проекты "Обязательного минимума содержания образовательных программ" и "Требования к уровню подготовки выпускников" являются основой при создании государственных образовательных стандартов, которые, согласно Закону "Об образовании", будут уточняться не реже одного раза в 10 лет. В виду значимости вышеперечисленных документов их разработчикам необходимо следовать правилу "семь раз отмерь, один отрежь" особенно внимательно. 

Прежде, чем делать свои предложения к проектам по отдельным предметам, следует определить:

  1. 1.  В какой мере соответствуют  "Обязательный минимум" и "Требования" целям и задачам образования РФ, закреплённым в  (далее "НДО") постановлением Правительства РФ 04.10.2000г. №751.
  2. 2.  Соблюдаются ли "интересы личности, состоящие в обеспечении личной безопасности, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина", которые отражены в  (далее "КНБ"); Указ Президента РФ от 10.01.2000г. №24.

 Согласно национальной доктрине образования РФ (НДО), система образования призвана обеспечить "сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России..." и тесно связанное с этим "...воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России". Эти цели поддерживаются концепции национальной безопасности РФ (КНБ): "Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны". На мой взгляд, представленный в проектах объём изучения культурного и исторического наследия народов России в таких предметах, как история, изобразительное искусство и музыка, явно недостаточен для того, чтобы сформировать к нему некоторые приоритетные позиции (относительно культур других государств мира) с соответствующим бережным отношением и уж тем более, обеспечить развитие национальной культуры и её распространение. Как и раньше, предмет история по сути представляет собой процесс развития политических институтов государств и хронологию войн и конфликтов различного масштаба. При воспитании культурного человека нужно сосредоточить его внимание прежде всего на культурных достижениях разных эпох, а не на картах военных действий. В обновлённом содержании этой важной дисциплины нужен новый "российский культурный акцент". Целесообразно включить в раздел "Международное гуманитарное право" курса ОБЖ изучение Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов.

Подрастающее молодое поколение россиян быстро усваивает систему "американских ценностей" с её потребительским отношением к окружающему миру. Последние события в мире только подчёркивают имеющееся несоответствие "американских ценностей" и "общечеловеческих". В современный исторический период непонимание и игнорирование исторических, этнических, ментальных, географических и климатических особенностей России может (и, к сожалению, очень скоро) привести к утрате важнейших элементов национальной культуры. Составной частью национальной безопасности является культурологическая безопасность, объектом которой является система культурных образцов (технологии, школы, уклад жизни, социальные ценности), созданных всеми поколениями населения страны. Уничтожение и подмена культурных образцов, а также разрушение механизмов их развития означает утрату своего великого культурного достояния и ставит под вопрос идентификацию граждан государства как единого народа.

Угроза для национальной культуры проявляется (по мнению сотрудников Института безопасности жизнедеятельности Фонда национальной и международной безопасности):

- в размывании духовного мира российского человека, утверждении в его сознании чуждых нравственных ценностей, свойственных индивидуалистическому образу жизни;

- в отчуждении между людьми при укоренении этих ценностей, недопустимом в суровых условиях северной страны;

- в падении престижа производительного труда и знаний;

- в  разрушении преемственности отечественной истории, веры в способность самим решить задачу нравственного и духовного возрождения Отечества, что ведет к необоснованным и гибельным надеждам на помощь извне от других стран.

Воспитываемая в гражданах России система "общечеловеческих ценностей" обязана включать в себя и национальные интересы. Если мы хотим, чтобы Россия и её народы выжили как единая культурно-историческая нация, необходимо установить чёткие государственные приоритеты в этом направлении и прежде всего в области образования.

Утвердившееся мнение среди большинства педагогов, что задача воспитания патриотов (через военно-патриотическое направление) - поле деятельности только преподавателей ОБЖ верно только отчасти. Воспитание патриота, т.е. формирование у человека определенных духовных ценностей, отражающих специфику общества и государства, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России, есть задача комплексная, на решение которой должна быть нацелена вся система образования. Предлагаю в качестве идей дополнить "Обязательный минимум" и "Требования" следующим :

- ориентировать преподавание истории на пропаганду знаменательных дат нашей истории, связанных не только с войнами, но и с наукой, литературой, искусством, музыкой. В рамках страны возможно ежегодно отмечать деятельность выдающихся наших соотечественников так, чтобы целый год (учебный или календарный) проходил "под их именем", как это было в год юбилея А.С.Пушкина. Освещая и изучая историю государства под таким углом зрения, мы воспитаем у учащихся гордость за сопричастность к деяниям предков и их традициям и будем лучше понимать свою историю. Например, в следующем 2003 году будет 140 лет со дня рождения В.И.Вернадского, а в 2004 году - 130 лет со дня рождения Н.К.Рериха.

- на уроках обществоведения следует обратить особое внимание на темы связанные с ролью России в мире, а также направленные на осознание учащимися роли семьи в обществе, осознанное её создание и стремление к этому, уважение к родителям и старшим, любви к Отечеству, так как они являются составными элементами здорового современного общества.

- при изучении изобразительного искусства и музыки необходимо акцентировать внимание на достижениях наших соотечественников, предусмотреть в программах этих предметов достаточного количества времени на глубокое изучение их творчества.

- во всех вышеперечисленных предметах должна быть не только констатация исторических фактов, но и иметь место взгляд в будущее, уверенность в продолжении традиций прошлого.

Думаю, у преподавателей таких предметов, как химия, физика, биология, география не возникнет больших проблем с прохождением учебной программы, если рассказывая о каком-либо российском учёном, учитель затратит не 5 минут, а 15-20, но положительный воспитательный эффект будет явным (да и в учебниках нужна историческая справка хотя бы на страницу).

Следует отметить понимание важности вопросов безопасности, которыми дополнились "Обязательные минимумы" и "Требования" различных предметов. К сожалению, в этой цепочке безопасности отсутствует одно из ключевых звеньев - русский язык. Русский язык является не только языком межнационального общения. Языку принадлежит особая роль в процессе социализации личности, т.к. в нем в концентрированной форме содержится социальный опыт предшествующих поколений, народов. "Духовное обновление общества невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения многонациональной России" (КНБ). Таким образом, русский язык , являясь национально-культурной ценностью, представляет собой объект системы национальной безопасности, требующий внимания и защиты на государственном уровне. В рамках системы образования необходимо иметь в виду следующие угрозы:

- засорение русского языка терминами и словесными оборотами иностранного происхождения , не свойственными традициям русской словесности и не обусловленные объективной необходимостью;

- использование в русской речи слов и оборотов жаргонного характера, ненормативной лексики.

Зная об этих опасностях, следует не сокращать, а наоборот, увеличивать количество часов на преподавание русского языка, связанных с формированием культуры речи. С точки зрения безопасности задача школы в том, чтобы учащийся в родном языке нашел "... великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков", - как писал М.В.Ломоносов. Представленный проект "Обязательного минимума" и "Требований" по русскому языку в старшем звене школы, означает введение в Федеральный базисный план этого предмета, который, к сожалению, отсутствует в настоящий момент.

Формированием "... трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции" (НДО) в современной школе задействованы предметы технология и, отчасти, ОБЖ. Следовало бы дополнить этот короткий список предметами экономика и обществоведение, ведь выбор учащимися своей будущей профессии должен быть осознанным и  зависеть не только от ее престижности, но и ее востребованности и важности в обществе, в сложившихся современных экономических условиях и с учетом экономического развития страны в перспективе.

Для решения задачи по "экологическому воспитанию, формирующему бережное отношение населения к природе" (НДО) усилий одной "биологии" будет явно недостаточно. Чтобы воспитать у учащихся "экологическую культуру" (КНБ), необходимо содержание  предметов технология, химия, география, ОБЖ и обществоведение дополнить взаимосвязанными темами, иначе у выпускников не возникнет целостного видения этой проблемы и, соответственно, путей для ее решения.

"Урозой физическому здоровью нации являются ... рост потребления алкоголя и наркотических веществ. ...В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимо усиление внимания общества..." (КНБ). Традиционно "воспитанием здорового образа жизни" (НДО) занимаются преподаватели биологии и ОБЖ. Достаточно ли это? Почему бы на уроках экономики учащимся не посчитать "прибыли" и потери отдельной семьи и общества в целом от употребления алкоголя и табачных изделий, приплюсовать к этому расходы на лекарства, подсчитать (хотя бы приблизительно), сколько денег тратит государство на выплату по больничным листам и сделать выводы? Почему бы на уроках истории не сделать экскурс в древнюю Русь и развенчать миф о ее традиционном пьянстве, объяснив, почему раньше для русского человека не было противоречия в том, чтобы "разбить кабак (!) и выпить за его погибель"? Где еще, как не на уроках обществоведения следует объяснять, что уровень здоровья общества прямо зависит от уровня здоровья граждан, составляющих это общество? Согласно статистике, из школ здоровыми выходит не более 10%  выпускников и это - "трудовые ресурсы страны"... Зная истинное состояние здоровья населения, следует связать этот вопрос с демографической безопасностью страны, ведь вопрос состоит не только в увеличении количества рождаемых, но и в качестве их здоровья. Изучая уголовное право, нужно акцентировать внимание учащихся на том, какое количество преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения, и подробно изучить все статьи, касающиеся наркотиков, попутно обрисовав "перспективы" дальнейшей жизни человека, побывавшего в местах заключения. На уроках русского языка упражнения должны содержать тексты, затрагивающие все вышеперечисленные проблемы (экологические, валеологические, патриотические, демографические и др.). и красной нитью проходить через все предметы, только тогда учащиеся смогут почувствовать степень их важности.

Одной из основных задач образования является "воспитание граждан, способных к социализации" (НДО), т.е. приобретению качеств и опыта, необходимых человеку для жизнедеятельности в обществе. Социализация предполагает не только адаптацию человека в обществе, но и способность, в определенной мере, противостоять обществу в тех явлениях и процессах, которые мешают его саморазвитию, самоутверждению, самореализации. Человека в современном обществе окружает среда, чрезвычайно насыщенная информацией, которая несет в себе минусов не меньше, чем плюсов. Формы убеждения, управляющие образом жизни конца ХХ и начала XXI веков сильно отличаются от того, чему подвергались люди в любом другом веке. Благодаря СМИ, человек перенасыщен информацией и различными убеждающими сообщениями, ему трудно уделить достаточное количество времени и умственной энергии, необходимых для обдумывания и понимания смысла многих важных текущих проблем. К слову, образование гражданина греческого государства в III веке до н.э. включало 4 года риторики, рассчитанной на обучение человека пониманию убеждающих аргументов и выработке собственных доводов (нечто подобное происходило позднее и в Риме). Если древние культуры рассматривали понимание убеждения в качестве существенного навыка, необходимого каждому гражданину для полноценного участия в делах государства, то в наш век "информационных войн" система образования обязана научить человека разбираться в психологии повседневного убеждения и вооружить приемами психологической защиты. Нужно, чтобы не нас информировали и направляли, а чтобы мы сами себя информировали и направляли.

В государстве власть можно наследовать, ее можно захватить силой или посредством убеждения - выбрать. Чтобы на выборах победил достойный человек, а не тот, у кого лучше политтехнолог, граждане страны должны понимать механизмы манипуляций их поведением. Люди уже давно стали понимать, что нет лучше оружия, чем информация. Невежество укрепляет диктатуру и ослабляет демократию. Только культура и знания могут противостоять диктатуре. В условиях, когда политики, СМИ и продавцы товаров воздействуют на состояние общественного мнения (формируют, изменяют, усиливают) нет никакой гарантии, что эти процессы не могут нанести вред личности (избирателям, демонстрантам, покупателям), которая  уже не будет способна адекватно реагировать на происходящее и управлять своим поведением.

Быстрые изменения социальной среды со всей очевидностью показывают, что система образования должна готовить молодые поколения к жизни в новых условиях. Обрушившийся на нас неконтролируемый информационный поток не только создает угрозу для развития личности, но и обостряет чувство одиночества, создает дефицит живого общения, что может привести к утрате навыков культурного общения между людьми.  Предлагаю ввести в курс ОБЖ раздел "психологическая безопасность личности", где и рассмотреть указанные проблемы и пути их решения.

Далее заявления о "формировании целостного миропонимания" (НДО) дело в ближайшее время, на мой взгляд, не произойдет. Остается до сих пор актуальной фраза Л.С.Выготского: "Научные истины в школьном курсе сваливались в кучу в полном смысле слова, и ни один хитроумнейший педагог не мог бы объяснить, какая существует связь между латинскими склонениями, наполеоновскими войнами и законами электролиза". К концу обучения в школе у учащегося создаются системы знаний по различным предметам, в большинстве своем, не связанные друг с другом. Рискну заочно возразить известному психологу: есть в системе образования России предмет, способный взять на себя задачу, которую не решала до этого ни одна учебная дисциплина - это преодоление фрагментарности базового знания, т.е. объединение физики, химии, биологии, географии, истории, экологии в единый смысловой блок, объясняющий подростку зачем ему нужны эти знания и как ими пользоваться. Этот предмет - основы безопасности жизнедеятельности. Потребность в безопасности - одна из важнейших у человека. Перед аварией на химическом объекте, стихийном бедствии или посягательстве на имущество равны все - академик, миллионер и инженер. Образовательная область ОБЖ благодаря своей значимости и интеграционной способности должна стать системообразующей в образовании и активно формировать мировоззрение учащихся, способствовать осознанию ценности человеческой жизни. К сожалению, существующее дискриминационное отношение к ОБЖ не позволяет учителю выявить все положительные качества курса. Как становится ясным из всего вышесказанного, для воспитания полноценного гражданина и решения проблем общества нужны координированные усилия всех предметов, интеграцию между которыми мог бы осуществлять курс ОБЖ. Одной из приоритетных целей современного образования должно стать распространение мировоззрения, ориентированного на духовные интересы и ограничение ценностей потребительства.

Учитывая факт, что в современном мире уровень безопасности личности и общества определяется их уровнем культуры, в заключение можно сделать вывод, что предлагаемые проекты "Обязательного минимума содержания образовательных программ" и "Требования к уровню подготовки выпускников" необходимо дорабатывать в сторону интегрирования содержания предметов  и уточнения требований по наиболее важным проблемам общества, которые уже определены в НДО и КНБ РФ.