Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо



Грани педагогики безопасности

Всероссийская студенческая конференция 

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 


 

 

Курсы переподготовки учителей по программе «Основы теории и методики преподавания ОБЖ в образовательных организациях»

Далее >> 



Блог ОБЖ 

загляни за страницы учебника ОБЖ 


  

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!!!


 

 

 

 

 

Гафнер В.В. 

Культура безопасности: 

аналитический обзор диссертационных исследований 

скачать БЕСПЛАТНО 

ФОТОГАЛЕРЕЯ 
 ПРЕЗЕНТАЦИИ  ТЕСТЫ  КОНСПЕКТЫ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНИКИ  ВИДЕОУРОКИ
             
5 КЛАСС 6 КЛАСС 7 КЛАСС 8 КЛАСС 9 КЛАСС 10 КЛАСС 11 КЛАСС

Психолого-педагогические условия безопасного поведения детей на дорогах

Педагогика безопасности: наука и образование

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Грани педагогики безопасности

Всероссийская студенческая конференция , 24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

 Московский педагогический государственный университет объявляет набор на дополнительную программу переподготовки “Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности” (432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 


 

Психолого-педагогические условия безопасного поведения детей на дорогах

Опубликовано 29.10.2015

Необходимость особой осторожности и предупредительности в от­ношении детей вытекает из обстоятельств, что дети, в принципе, как и пожилые и инвалиды, не имеют достаточной психологической и физической готовности для участия в дорожном движении. Все физиологические системы ребенка еще не достигли своего полного разви­тия. Более того, они находятся в состоянии становления. Многие процессы подвиж­ны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

Психофизиологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста во многом определяют их поведение на дороге. Учитывая их, учителя и родители могут многое сделать для предупреждения дорожно-транспортных происшествий с детьми. Детская импульсивность спонтанность, суженное восприятие, рассеянное внимание, почти полное отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения окружающих обусловливают резкие изменения в поведении ребенка, которые с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками движения. Все эти обстоятельства заставляют отнести детей младшего школьного возраста к категории пешеходов с повышенным риском. В этой связи особенно актуальной представляется необходимость преподавания безопасности дорожного движения в начальных классах школы.

В современном мире БДД является одним из основных процессов, который привлекает ребенка уже в самом раннем возрасте. Автомобиль дает возможность открыть и познать внешний мир, не случайно же очень часто первыми игрушками являются машинки. Но машинка не только обладает гипнотическим воздействием на ребенка. К несчастью, он может стать источником страданий и горя. Вот почему с самого раннего возраста необходимо обучать детей основным правилам, знание которых может снизить вероятность дорожно-транспортных происшествий.

Чтобы человек выполнял какие-то требования, у него должна быть выработана психологическая установка на постоянное совершение этих действий. Залогом правильного поведения пешехода на дороге является выработка у него установки на строгое соблюдение правил движения. Известно, что есть люди, от природы, наделенные осмотрительностью, осторожностью, а есть поверхностные, легкомысленные, склонные к быстрым реакциям и непродуманным рискованным поступкам. Те или иные свойства проявляются уже в раннем возрасте. Практика говорит о наличии людей с выраженной склонностью к рискованным действиям. Применительно к безопасности дорожного движения общепризнанной причиной риска является недооценка скорости современных видов транспорта и переоценка возможностей водителя по экстренной остановке или маневру. Наиболее частыми причинами риска, исключая низкую психологическую установку на соблюдение правил дорожного движения, являются характерологические особенности, в том числе возраст ребенка. Повышенная склонность к риску отмечается так же у школьников с холерическим темпераментом. Свойственная им быстрота реакции нередко сочетается с поверхностной оценкой реальной ситуации, недооценкой угрозы приближающегося транспортного средства. Чувство бравады, стремление к эффектным и демонстративным действиям является основой рискованных поступков.

Излишне говорить, что риск на дороге со стороны пешехода недопустим. Воспитание психологической установки на исключение риска должно осуществляться с учетом психофизиологических возрастных особенностей детей, их повышенной склонности к рискованным действиям и половой принадлежности (имеется в виду готовность к риску, свойственная в большей мере мальчикам, чем девочкам).

Психологи уже давно установили, что дети, в силу своих возрастных психологи­ческих особенностей, не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности.

Улица и транспорт — это элементы окружающей среды, и освоение их детьми имеет свои особенности. Для детей важен личный опыт. Вспомните первое знаком­ство с огнем, иглой и т.д. Но ситуацию с дорогой и транспортом ребенок не может «оценить» лично, а последствия дорожно-транспортных происшествий и легкий по­рез или ожог — не одно и то же. Дорожно-транспортное происшествие — это траге­дия, и в этом случае «личный» опыт ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблю­дают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребенка не успе­вает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Часто дети переоценивают безопасность собственного поведения. Причем готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они по­падают в 2 раза чаще. В отличие от взрослых, у детей снижено чувство собственной безопасности.

Часто в ожидании возможности перейти через дорогу дети проявляют нетерпе­ние. Время их терпеливого ожидания зависит от разных факторов: характера, физи­ческого состояния, цели и срочности передвижения, адаптации поведения к услови­ям движения.

Поведение ребенка не в последнюю очередь зависит от его природных данных. Внимание еще плохо распределяется: дети часто смотрят лишь в одном направле­нии, у них еще сохраняется «туннельное зрение», особенно у маленьких. Многие психофизиологические особенности детей делают их поведение непредсказуемым. Так, ребенок из состояния покоя может неожиданно ринуться вперед или изменить направление своего движения на 180°, совершить прыжок в сторону, чтобы, напри­мер, не попасть в лужу. В рассеянном состоянии ребенок может непроизвольно посмотреть в сторону, а это, в свою очередь, может привести к непроизвольному изменению движения, что бывает опасно чреватыми последствиями, в особенности при езде на велосипеде. Надежная ориентация приобретается не раньше, чем в 7-летнем возрасте.

Дети до 4 лет, как правило, еще совершенно не знакомы с дорожными знаками. Ввиду отсутствия специальных знаний поведение детей базируется на аналогичных движениях из микромира игрушек. Например, представление о том, что реальные транспортные средства могут сразу останавливаться на месте — точно так же, как и их игрушечные автомобили.

Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля. При приближении большо­го грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся с большой скоростью.

Рост ребенка — серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки. Уровень глаз в возрасте 3 лет находится на высоте около 90 см, в возрасте 6 лет — около 110 см, но из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делает­ся на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям.

В 6 лет ребенок зачастую еще не способен точно определить источник звука. В рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимания на звуки. Ребе­нок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внима­ния. Внимание детей избирательно и направлено преимущественно на единичные объекты. И концентрируется оно не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего, да и скорость восприя­тия звукового сигнала у детей гораздо больше, чем у взрослых.

Известно, что ребенок ориентируется преимущественно на общую обстановку и в меньшей мере руководствуется правилами. Детям, впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация, доказано, что частота нарушений правил пе­шеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов. Срабатывает так на­зываемое стадное чувство: вести себя так же, как и другие. Кроме того, на детей большое внимание оказывают эмоции: радость, удивление, интерес к чему-либо, которые заставляют забыть о возможной опасности.

Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, сораз­мерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомо­биль находится от него. Они еще не способны предугадать все возможные вариан­ты поведения водителя. Более того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности, он просто теряется.

Чем труднее ситуация для ребенка и чем большую надо проявить ему сообра­зительность и скорость в принятии решения, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, развивается замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильно принимает решение. Многие из этих затруднений испытывают не только дети дошкольного возраста, но и школьники.

Казалось бы, что дети младшего школьного возраста способны лучше ориентироваться в дорожной ситуации, чем дошкольники. Но, с другой стороны, возраст 6-7 лет является кризисным для ребенка. У них происходят важные изменения, как в физическом, так и в психическом развитии. Да и смена привычного образа жизни – переход от игровой к учебной деятельности – само по себе является стрессовой ситуацией. Дети семи лет способны управлять своим вниманием и организовывать учебную деятельность в соответствии с требованиями учителя, но для этого им нужны значительные усилия. Ребенок не может долгое время поддерживать себя в таком состоянии, поэтому непроизвольное внимание у детей преобладает.

После занятий в школе внимание у детей становится неустойчивым. Подвижные, гиперактивные дети тяжело переносят уменьшение двигательной активности, с чем им приходиться сталкиваться в школе, поэтому после занятий они стараются компенсировать этот недостаток. Их движения очень часто бывают импульсивными, непроизвольными. Играя, они могут неожиданно выскочить на проезжую часть либо не заметить проезжающую машину.

Спокойные, флегматичные дети не будут делать резких движений при переходе через дорогу, но из-за усталости их внимание может быть отвлечено, поэтому педагоги советуют родителям первоклассников организовывать сопровождение своих детей в школу.

Не все дети способны воспринимать и зрительную, и двигательную, и слуховую информацию одновременно. Одна из этих систем восприятия у ребенка может быть ведущей, а другие развиты слабее. Поэтому вербальный, или словесный метод обучения правилам дорожного движения, который наиболее часто используется в школе, эффективен не для всех.    

Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков и слышит только те звуки, которые ему интересны. В то время как взрослые, оценивая ситуацию на дороге, слышат, откуда доносится шум приближающейся машины, детям значительно труднее определить это направление. Поле зрения ребенка гораздо уже, а сектор обзора ребенка на 15-20% меньше, чем у взрослого. Поэтому когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега, и машины слева и справа остаются ими незамеченными.

Реакция у ребенка по сравнению с взрослыми   замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решения и действовать, уходит примерно 0,8-1 сек. Ребенку же требуется 3-4 сек., а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 сек., а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

Кроме этого, надо иметь в виду, что шаг ребенка не такой длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, - во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.

Дети этого возраста не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, он может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать укатившийся мячик для него гораздо важнее, чем надвигающееся машина.

Наиболее эффективно использовать разнообразные методы в этом возрасте. В дополнение своего рассказа учителю рекомендуется использовать и таблицы, и макеты, и схемы, и игрушечные автомобили, и рассказы самих учащихся. Необходимо дополнять занятия играми, прогулками, спортивными упражнениями и чтением вслух.

Восприятие безопасности дорожного движения у детей затрудняется чаще всего отсутствием одновременности восприятия изменений формы и положения объекта в пространстве. Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер машины, чем значительные отличия от общего цветового фона и звуков окружающей обстановки, тем «быстрее» дети представляют движение.

Ориентация налево-направо приобретается детьми не ранее чем в 7-8 летнем возрасте, а во многих случаях и позже. У младших школьников технических знаний о видах поступательного движения транспортных средств практически еще нет, и они часто подменяются представлениями, основанными на аналогичных движениях из микромира игрушек, например, убеждением в том, что реальные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться на месте точно так же, как и игрушечные. Вообще разделение игровых и реальных условий происходит у детей постепенно. Особенно интенсивным и планомерным этот процесс становится во время обучения в школе. Безопасность собственного поведения в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую детьми недооценивается. Большинство детей на вопрос: «Какую опасность при переходе проезжей части представляет приближающийся автомобиль?» - отвечают одинаково: «Может наехать, если перебегать очень близко». При этом никто не говорит о том, что приближающийся автомобиль может скрывать за собой другой, который обгоняет его. Кроме того, дети нередко пропускают машины, приближающиеся слева, и выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих в противоположном направлении. Способность переключить внимание на важные источники информации детям менее присуща, чем взрослым. В процессе обучения детей значительное место должно быть уделено умению «быть внимательным на дороге». Заниматься этим надо постоянно.

Принимая во внимание тот факт, что непроизвольное внимание у младших школьников преобладает, рекомендуют чаще использовать в занятиях игровые методы, развивающие у детей воображение, а, учитывая то, что чувствительность к цвету у детей семилетнего возраста практически стопроцентная, советуют уделять большое внимание оформлению плакатов, стендов, игр по дорожной тематике. Если они будут ярко, красочно и при этом методически грамотно оформлены, это привлечет внимание детей, активизирует их образное мышление и поможет лучшему усвоению правил безопасного поведения на дорогах. Кроме того, учитывая большое влияние на детей младшего школьного возраста мнения родителей, учителей и всех «значимых других», можно говорить о том, что успешное обучение детей младшего школьного возраста этим правилам  возможно.    

К восьми годам дети становятся более уравновешенными, стрессо-устойчивыми. Год обучения в школе дает о себе знать. У них совершенствуются зрительные, двигательные функции, двигательный аппарат. Они в состоянии оценивать дорожную ситуацию лучше, чем семилетние дети, поскольку могут лучше осматривать дорогу и определять расстояние между собой и движущимся объектом.

По мнению педагогов, восьмилетние дети обладают всеми навыками пешеходов и могут переходить дорогу самостоятельно, но только тогда, когда обстановка на ней относительно спокойная. Быстро принимать решения в случае какой-то непредвиденной ситуации они еще не могут: в этом случае они легко теряются. Эти качества развиваются позднее.

При обучении восьмилетних детей правилам безопасного поведения на дорогах нужно готовить их к роли самостоятельных пешеходов. Педагог должен быть уверен в том, что дети на достаточно высоком уровне усвоили те умения, и навыки в области этих правил, которым их обучали в первом классе. Впоследствии, во время второго года обучения, необходимо целенаправленно развивать у детей двигательные навыки, а также учить детей адекватно оценивать различные дорожные ситуации, вырабатывать правильные отношения к ним.

Девятилетние дети могут управлять своим вниманием, которое уже находится практически на уровне взрослого человека. Кроме того, внимание у них уже становится произвольным. Это значит, что они способны дать достаточно объективную оценку обстановке, складывающейся на дороге, и выбрать адекватное ей поведение. В этом возрасте дети уже становятся способными на основании имеющейся у них информации принимать самостоятельные решения, которые соответствуют их внутренним установкам.  Поэтому в работе с ними педагогу нужно сформировать у детей установку на необходимость соблюдения правил дорожного движения таким образом, чтобы у них возникла  внутренняя потребность в правильном поведении на улицах и дорогах.

В возрасте приблизительно от 6 до 10 лет ребенок постепенно становится все более независимым. В этот период он начинает самостоятельно передвигаться по дороге, и поэтому обучение его безопасному поведению приобретает особенно важное значение. Станет он здравомыслящим пешеходом, обладающим навыками безопасного поведения   на дороге, или вырастет несправным нарушителем и потенциальной жертвой дорожно-транспортных происшествий? Роль учителя начальных классов и школы в целом в решении этого вопроса переоценить невозможно. Но возраст 6-10 лет наиболее благоприятен для усвоения детьми основных навыков поведения на дороге. Поэтому важно, чтобы к 10-11 годам у ребенка были выработаны навыки правильного поведения на дороге, а самое главное, сформировано правильное отношение к ним как к чему-то полезному, необходимому, прежде всего для собственной безопасности.

У десятилетних детей высшие психические функции, такие как внимание, память, система анализа информации, достигают значительной степени зрелости. Зрение у детей функционирует как у взрослых. Этот период выделяют как стадию уравновешенности всех регуляторных механизмов. Данный период благоприятен для закрепления раннее усвоенных навыков.

С 10 до 12 лет начинается второй кризисный период в жизни ребенка. Это – так называемый «переходный», или подростковый, возраст. У детей этого возраста вероятность получения различных травм, в том числе и связанных с БДД, возрастает. В этом возрасте начинается гормональная перестройка организма, дети становятся неуравновешенными, эмоционально возбудимые, невнимательность у них повышается, происходит интенсивное формирование всех систем организма: начинается интенсивный рост скелета, мышечной массы, развитие сердечно-сосудистой системы. Все эти изменения он переживает очень тяжело и часто не понимает того, что с ним происходит. Кроме того,  пытается понять себя, свои личностные способности. Он учится по-новому, на равных, строить отношения с окружающими людьми, стремится определить свое место в социуме, выработать свою систему ценностей.

Для детей этого возраста мнение сверстников приобретает большое значение, чем мнение взрослых. Для того чтобы получить одобрение сверстников, учащиеся готовы идти на любые, даже на экстремальные действия. Стремясь выделиться перед сверстниками, школьник может пренебречь ранее усвоенными правилами и нормами, в том числе и правилами безопасного поведения на улице. Кроме того, такими экстремальными методами он проверяет себя, пытается определить свои возможности.

Следовательно, при работе с такими учащимися необходимо учитывать их возрастные особенности. Те методы и приемы, которые подходят для детей младшим классов, для  этого возраста неприемлемы. Следует помнить, что школьники 10-12 лет не признают авторитета, звания, возраста или должности. Они признают авторитет личности, и тому, кого они уважают, они будут подражать. Причем сфера их интересов в этом возрасте необычна, широка; они хотят попробовать все, и будут заниматься тем видом деятельности, который их привлечет больше всего. Но выбор интересующего занятия часто бывает продиктован не внутренней его потребностью, а внешними факторами: модой, мнением друзей или следованием авторитету. Поэтому  легко подвергаются как хорошему, так и дурному влиянию.

Школьникам более спокойным, флегматичным, так же необходимо помочь найти их сильные стороны, поверить в себя. Они бывают очень часто неуверенными в себе из-за того, что отличаются от более заметных, активных сверстников. Часто скромные, застенчивые подростки имеют богатый внутренний мир, у них есть свои интересы, о которых никто не знает. В этом случае необходимо помочь им почувствовать себя самодостаточным личностям, которым не обязательно терять свою индивидуальность в толпе.

Таким образом, чтобы уменьшить уровень дорожно-транспортного травматизма среди учащихся, необходимо проведение длительной и планомерной работы с детьми этого возраста, направленной на адаптацию и успешную самореализацию  в социуме.

Проводить беседы о безопасности поведении на дороге с обучающимися, безусловно, необходимо. Но, поскольку, как уже говорилось выше, дети этого возраста не терпят нравоучений и назидательности, необходимо доказать им что эта беседа для  них чрезвычайно важна. Например, педагог может объяснить, как необходимо знание правил дорожного движения роллеру или скейтбордисту, рассказать о том, что  несоблюдение именно этих правил может стоить им жизни. Этот рассказ может вызвать интерес, поскольку педагог своим рассказом демонстрирует знание их проблем и готовность помочь ребятам советом.

В   13-14 лет дети уже более эмоционально уравновешенны, чем 10-14-летние. Хотя 13-14-летних беспокоят те же самые вопросы, что и 10-12-летних: проблемы самопознания, самоопределения в обществе, к их решению они подходят уже по-другому, менее эмоционально, без внешней экзальтации, ориентируясь, в основном, на свои внутренние размышления.

Для того чтобы решить проблемы дорожно-транспортного травматизма, и в этой возрастной группе необходимо создавать учащимся условия для общения и для разнообразной досуговой деятельности.

В более старшем возрасте эти вопросы необходимо уже решать комплексно: у детей подросткового возраста проблема дорожно-транспортного травматизма является лишь следствием других, более сложных проблем этого периода. Для решения проблемы подросткового травматизма на дорогах требуется особый подход, необходимо проведение целого комплекса мероприятий, а так же планомерная и последовательная их реализация.

Таким образом, предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена осо­бенностями психофизиологического развития, такими как:

-  неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

-  неспособность адекватно оценивать обстановку;

-  быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

-  преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

-  преобладание потребности в движении над осторожностью;

-  стремление подражать взрослым;

-  недостаток знаний об источниках опасности;

-  отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

-  переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Психологические и возрастные особенности детей во многом определяют их поведение на дороге, их необходимо учитывать всем педагогам, занимающимся с детьми вопросами профилактики ДТП. Для каждого этапа развития характерна своя восприимчивость к различным формам педагогического воздействия. Значит, и формы, и методы работы по воспитанию навыков безопасного поведения должны соответствовать возрастным периодам. 


НОВОСТИ

После землетрясения - на урок ОБЖ

Пермские школьники готовы к новым землетрясениям. Почти во всех школах города прошли уроки по безопасности.
 

Дом пошел ходуном и задрожали стены. Этим учеников пермских школ теперь не напугать. На уроке ОБЖ ребятам рассказали о правилах поведения во время землетрясения. Ученикам рассказали, какие вещи в первую очередь нужно взять с собой при эвакуации. А самое главное, где прятаться если началась тряска. 

 

СТАТЬИ

ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

Лемеш К.И., Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия

 

  Наша жизнь неразрывно связана со сказками. В детстве родители нам читали их, придумывали свои, рассказывали.  И мы жили в мире чудес, волшебства, фантазии, пытались распознать, где добро, а где зло. Спустя время мы и сами их выучили и начали рассказывать другим. Сегодня мы знаем множество сказок, да и посей день, они сочиняются и печатаются. Но знаем ли мы их смысл? Как они влияют на нас? И на формирование культуры безопасности человека? Думаю, не каждый задумывался об этих вопросах.

Читать полностью »

 

ПОЛОЖЕНИЕ  о почетном звании МАНЭБ 

"Заслуженный учитель ОБЖ"