Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Методические ошибки в преподавании правил дорожного движения

 

Методические ошибки в преподавании правил дорожного движения

Опубликовано 30.10.2015

 Чтобы адаптировать правила дорожного движения к детскому восприятию, некоторые педагоги самостоятельно преломляют их на уровень понимания учащихся. Большинство же педагогов, не обученных данной дисциплине, этого не делают. Не имея соответствующих методик по обучению безопасному поведению на улицах и дорогах, они читают детям сказки, загадки, стихи, дают задания раскрасить картинки по правилам дорожного движения, проводят викторины, игры, конкурсы, театрализованные представления. Такой подход в целом носит познавательный характер, но в полной мере не решает задач обучения и воспитания учащихся.

 

Анализ проводимых занятий по дорожной тематике позволяет сделать вывод о том, что акцент делается не столько на опасное (безопасное) поведение школьников на улицах и дорогах, сколько на увеличение объема знаний с излишней детализацией. Например, обустройства дорог, устройства автомобиля, велосипеда, изучения видов перекрестков, дорожной разметки, трудных для осмысления сигналов регулировщика, типов железных дорог, перечня дорожных знаков для водителей и т.д.

Такие знания оседают «мертвым грузом» в сознании ребенка, несмотря на желание педагога заставить детей механически за­учить и запомнить непонятную им информацию. Кроме того, используются учебные книжки, в которых первоклассников, не умеющих в основном читать и писать, заставляют разбирать сложные схемы алгоритмов действий пешехода и отвечать на вопросы по организации дорожного движения.

Особенности возрастных психических процессов ребенка (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, эмоций), как правило, не учитываются. При этом следует иметь в виду, что даже при запоминании и понимании школьниками правил дорожного движения наблюдается довольно большое расхождение между полученными знаниями и их фактическим поведением в дорожной среде.

Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения педагогами целого ряда дидактических методов и приемов.

Образовательный процесс по правилам дорожного движения должен быть построен на основе педагогических принципов: преемственности, непрерывности, систематичности, последовательности, развивающего обучения, доступности, наглядности, единства воспитания и обучения.

Основные понятия правил дорожного движения необходимо излагать доступным и понятным детям языком, но не искажать их смысл. Часто неправильно трактуются понятия: «пешеходная дорожка», «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». Неверно объясняется значение дорожных знаков «Дети», «Пешеходный переход» и др.

Некоторые педагоги объясняют значение дорожного знака «Дети», как переход дороги детьми в месте его установки. Однако этот знак лишь информирует водителя о том, что он должен снизить скорость, потому что впереди на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом находится общеобразовательное учреждение или другие детские организации.

Педагоги часто перегружают школьников информацией о дорожных знаках и заучиванием их названий. В играх по дорожной тематике акцент делается в основном на символах, изображенных на дорожных знаках, без моделирования конкретных дорожных ситуаций и «привязки» к ним дорожных знаков. Детям и подросткам в первую очередь следует знать значение дорожных знаков для пешеходов, и лишь некоторые для водителей.

При проведении школьных олимпиад с применением тестовых заданий (для подростков) по проверке знаний правил до­рожного движения от них нередко требуется разобрать сложные и непонятные (даже специалистам) схемы организации дорожно­го движения.

Особое внимание педагогов следует уделять допускаемым ими грубейшим ошибкам при обучении правилам дорожного движения. Например, детей и подростков учат обходить стоящий безрельсовый транспорт сзади, а рельсовый - спереди. Практика показывает, что такое «обучение», как правило, приводит к ДТП. Детям необходимо разъяснить, что при выходе из маршрутного транспорта (если необходимо перейти на противоположную сторону проезжей части) следует дойти до ближайшего пешеходного перехода, а если его нет, подождать, пока транспортное средство удалится на безопасное расстояние, и переходить дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Нельзя категорично требовать от школьников при переходе проезжей части смотреть сначала налево, а дойдя до середины - направо. Детям следует внушить, что транспортное средство может появиться неожиданно с любой стороны. Поэтому прежде чем переходить дорогу, нужно остановиться, посмотреть в обе стороны, затем еще раз налево и только, убедившись в своей безопасно­сти со всех сторон, начинать переход через проезжую часть, постоянно контролируя ситуацию поворотами головы и не останавлива­ясь посередине.

Во многом ошибки в учебно-методических и наглядных пособиях, используемых на занятиях, обусловлены еще и неграмотным изображением художниками дорожной среды. Иллюстрации выполняются некачественно, в неправильных пропорциях и масштабах, с нагромождением мелких отвлекающих деталей и лишних предметов. Следует иметь в виду, что вся учебно-методическая лите­ратура, изданная до 2000 года, устарела и действующим правилам дорожного движения не соответствует.

Нецелесообразно использовать и некоторые переводы по правилам дорожного движения из иностранной литературы (Германия, Франция и др.), где детям многое разрешается делать из того, что категорически запрещается российским школьникам.

Инспектору ГИБДД рекомендуется оказывать помощь учителям начальной школы, предмета ОБЖ, классным руководителям, а также лицам, ответственным за организацию в образовательном учреждении работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Например, в создании кабинетов или «уголков безопасности». Для их оформления инспектор предос­тавляет информационные материалы. Это могут быть:

  • информация о фактах дорожно-транспортных происшествий с участием учащихся общеобразовательных учреждений;
  • планы профилактических мероприятий (конкурсов, олимпиад, викторин, соревнований по дорожной тематике и т.д.) с указанием сроков их проведения;
  • информация для родителей о причинах и условиях, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий;
  • справки о состоянии аварийности в городе (регионе) с указанием причин, конкретных мест и времени суток совершения дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.

При наличии кабинета по предмету ОБЖ рекомендуется иметь в нем стенды с учебно-методической литературой по дорожной тематике, плакаты, комплект дорожных знаков, материалы работы отряда ЮИД и др. На столе должен быть макет с элементами улиц, дорог, тротуаров, светофоров и т.д.