Чеурин Г.С.
«Экологическое выживание»
(«Русская традиционная культура путешествий»)
Учебно-тренировочный семинар для специалистов и населения по освоению навыков предотвращения чрезвычайных ситуаций, выживанию в природных и социальных экстремальных ситуациях и воспитанию экологического, системного мышления.
В казачьей традиции: «Русская традиционная культура путешествий»
Адресность:
- Методисты и преподаватели курсов «Экология» и Основы Безопасности Жизнедеятельности (ОБЖ);
- Руководители молодёжных, туристических и экспедиционных объединений:
- Руководители и методисты молодёжных патриотических объединений.
Продолжительность: 240 часов
Инвариантная часть : 150 часов
(три сессии, - по 36, 40 и 74 часа соответственно)
Вариативная: 90 часов
Лекции - 85, практические занятия - 155
Состав слушателей: Группы по 8-18 человек,
одного уровня физической и профессиональной готовности.
Содержание конкретных занятий (не менее 36 часов)
определяется для группы путём анкетирования и собеседования.
Выдается удостоверение, предоставляющее право на проведение занятий в общеобразовательных школах по курсам ОБЖ и Экологии. Серт. № 271 от 03.07.02 Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (Повышение квалификации методистов и преподавателей курсов ОБЖ и «Экология»).
1. Принципы «выживания» при полном отсутствии оборудования, снаряжения (в т.ч. медикаментов) и подготовки (на основе этнического опыта коренных, народов Севера, Урала и Сибири) - ( 10 / -) часов
Причины возникновения чрезвычайных ситуаций; факторы тревожности человека на природе, в социуме и наедине с собой; понятия экстремальных условий (ЭУ) и экстремальных ситуаций (ЭС), «натуралистическая», «созерцательная» и «деятельностная» методики преодоления ЭС; условия совместимости и несовместимости методик в странах Запада, Востока и России.
Методики выживания коренных северных народов; Опыт казаков-разведчиков (пластунов) история создания и формирования курса «Экологическое выживание», экологическое мышление как основной принцип выживания, три методики воспитания экологического мышления – промышленная, популяционная и системная.
Климато-географические условия России как факторы формирования российских традиций жизнеорганизации.
Обзор методических пособий и Российской литературы по теме (Библиотека Центра ЭВБ - 280 изданий).
2. Древнероссийские методики выживания - (6/-) часов.
Связь северных и российских традиций; казачьи методики воспитания воина-путешественника; роль народных сказок в воспитании личности безопасного типа, дохристианские и православные традиции сохранения жизни и здоровья.
Роль «зоны рискованного земледелия» как системообразующего фактора формирования русского (российского) характера; многонациональность понятия русскости и российскости.
Психофизиологические особенности, свойственные восточно-европейскому, уральскому и сибирскому населению.
3. Проблемы всемирного экологического кризиса - ( 2 / - ) часа.
Международные Экологические Конференции ООН в Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге 2002, 1992, 2012 г.г. Концепция устойчивого развития и ее кризис. Алармистский (катастрофический) и оптимистический прогнозы развития человечества в XXI веке.
Роль и место России в мировом сообществе на пути разрешения экологического кризиса.
Фактор северных территорий. Опыт зарубежных стран в использовании этнического опыта. История освоения казаками Севера, Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки.
4. Закономерности формирования группы в различных сообществах - ( 1 / - ) час.
Критерии жизнеспособности группы, необходимые и достаточные роли;
Выбор стратегий поведения; натуралистический, созерцательный
и деятельностный подходы к формированию группы. Казачий круг как системообразующая структура.
5. Методика проведения тренировочных экспедиций без специального оборудования и снаряжения —( 6 / - ) часов.
Принципиальное отличие методики «ЭВ» от классического туризма. Специфика обеспечения безопасности участников занятий. Принципы взаимодействия воспитанников и инструкторов. Опыт казаков – землепроходцев и сибирских паломников
Этапы формирования одновозрастных групп; особенности работы
со взрослыми и детьми; понятие "тайна группы", роль, значение и функциональные обязанности инструктора-наблюдателя.
Роль и место тренировочных экспедиций на природе в структуре курсов ОБЖ и Экологии.
6. Оказание экстренной квалифицированной медицинской помощи - ( 8 / 12 ) часов.
(Проводится специалистами, имеющими лицензию на медицинскую преподавательскую деятельность)
7. Нравственное и половое воспитание в различных культурах - ( 4 / - ) часа.
Традиции нравственного и полового воспитания в натуралистических, созерцательных и деятельностных системах жизнеорганизации.
Древнерусское половое воспитание; роль детских и юношеских игр; ритуалы народных праздников как системы нравственного воспитания; тайна (таинство) как неотъемлемый элемент российской культуры. Казачьи традиции провожания в поход и встреч после путешествия.
Исторические примеры некорректного и традиционного полового воспитания в России.
Современное состояние проблемы. Несовместимость различных методик нравственного и полового воспитания; необходимость их совершенствования и сосуществования в России и других странах.
8. Доврачебная помощь без лекарств и фитотерапии —
( 2 / - ) часа.
Возможность оказания первой доврачебной помощи
при отсутствии лекарств по натуралистической, созерцательной и деятельностной методикам; бытовые приемы; бытовая фитотерапия.
Необходимость предварительного нравственного воспитания по российским методикам; резервы человеческого организма; взаимопомощь; роль общинности.
9. Тренировочная экспедиция без снаряжения
в экстремальной природной среде (по методике экологического выживания) — ( 7 / 78 ) часов.
Возможность жизнеобеспечения без специального снаряжения; совершенствование повседневной одежды; утепление жизненноважных органов тела.
Разведение костра в сложных условиях, ночью, из сырых дров,
под дождем, в условиях снегопада; устройство укрытия зимой и летом при наличии, а также при отсутствии топора и пилы; долговременный костер; организация ночевки; само- и взаимосогревание.
Подача сигналов бедствия; организация питания
при отсутствии запасов продовольствия (не используя приемы охоты
и рыбной ловли). Оборудование аналогов жилищ коренных северных
и сибирских народов. Опыт казачьих длительных экспедиций
Вероятные встречи с обитателями леса. Животные в условиях города.
10. Рефлексия (разбор) тренировочной экспедиции –
( 3 / 4 ) часа.
Принципы организации рефлексии; роли участников; обсуждение событий, произошедших в. тренировочной экспедиции.
11. Приемы выживания в зимнем лесу без снаряжения -
( 1 / 10 ) часов.
Авторский видеофильм. (Чеурин Г.С., Смолин П.П.) «Выживание в зимнем лесу без снаряжения», 30 мин. Разведение костра в особо сложных условиях (теория и практика).
Устройство укрытия и долговременный костер из толстых сухих бревен (нодья) при отсутствии топора и пилы.
12. Плавание в экстремальных ситуациях - ( - / 10) часов.
Принципиальное отличие спортивного плавания и плавания в ЭС.
Определение способности плаванию в ЭС; плавание с сохранением одежды сухой;
Плавание в легкой одежде; плавание в тяжелой одежде и обуви; организация обучающих игр на воде. Правила поведения на болотной трясине.
13. Основы системотехники - ( 3 / - ) часа
Критерии устойчивости сложноорганизованных технических и социальных системы. Закономерности трансляции и восприятия информации. Правила трансляции негативной и позитивной информации.
«Необъяснимый человеческий фактор» (НЧФ), возможность его прогнозирования, меры по профилактике и предотвращению НЧФ.
14. Российская конфликтология, поведение в экстремальных социальных ситуациях - (2/5) часов.
Введение в конфликтологию, ключевые конфликтные слова
Натуралистическая, созерцательная и деятельностная методики преодоления социальных ЭС; демонстрационная игра первого уровня (мозговой штурм и выявление ключевых конфликтных вопросов). Диалектические и триалистические методики коммуникативности. Конфликтное и комплиментарное общение.
Введение в триалистическую философию. Различие диалога, диалога в присутствии посредника и триалога. Триалог как методика создания творческой обстановки. Казачья круговая система общения.
15. Организационно - деятельностная игра (.моделирование конфликта, принятие индивидуального, коллективного и общинного решений) - ( 5 / 20 ) часов.
Понятие организационно - деятельностных игр (ОДИ); распредмечивание группы. Необходимость проведения ОДИ в курсах ОБЖ и экологии. Внутреннее обустройство жилища коренных северных и сибирских народов как системообразующий фактор принятия решений в ЭС.
Шесть уровней проведения игр: мозговой штурм, деловая, ролевая, имитационная, креативная, оргдеятельностная и мыследеятельностная игры.
Организация игр: второго - третьего уровней — принятие группового решения; игры четвертого и пятого уровней. – ролевая, имитационная и креативная; рефлексия игры.
16. Правила поведения в горах – ( - / 5 ) часов.
Принципы формирования групп; передвижение по склонам гор; правила само- и взаимоторможения при падениях на снежных и травянистых склонах;
Действия по командам «срыв» и «камень».
17 . Проблемы общения в экстремальных ситуациях –
( 5 / - ) часов.
Закономерности трансляции и восприятия информации в ЭС;
Командные, индивидуалистские и эмпатийные методы общения в ЭС;
Различие общения в повседневной обстановке, в ЭУ и ЭС; традиции обращения к личности в различных ментальностях.
Сакральная и профанная инвективная вокатива (ИВ) как элемент общения в ЭС,
ИВ как элемент русской мужской культуры; связь ИВ с ритуалами древнерусских праздников; закономерности и табуированность применения ИВ.
Причины возникновения деструктивного (девиантного) поведения. Возможность предотвращения терроризма. «Терроризм» бытовой, семейный, школьный.
Язык жестов; различие языка жестов у разных народов; формы выражения благодарности за действия в ЭС у различных народов;
Древнерусские и православные методики общения.
18. Постэкстремальные процедуры — ( 5 / 11 ) часов.
Понятие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР);
Кратковременные и долгосрочные ПТСР; понятие «длинного стресса»; пассивная и активная реабилитации.
Физиологические процессы, происходящие в организме человека в «штатном» режиме, при стрессе, в постстрессовой обстановке; различие «мужского» и «женского» стрессов. Традиционные ошибки в процедурах реабилитации; алкоголь и реабилитация.
Возможность предотвращения ПТСР; имеющиеся в наличии народные традиционные средства; русская баня как элемент национальной культуры; различные функции бани у разных народов; баня туристическая; особенности зимней бани; эквиваленты бани.
Школа «Аутуорд-баунд» (США) как пример деятельностной, активной реабилитации; Российские аналоги и апробации; роль климатогеографических и геомагнитных условий при проведении реабилитационно - восстановительных процедур.
19. Предотвращение зависимостей от психоделиков
( 3 / - ) часа.
Роль психоделиков в древних культурах; закономерности их применения; психоделики биологические и химические; существующие ограничения на применение; недопустимость использования несвойственных определенным культурам психоделиков.
Существующие методики замещения; стрессовые, эмпатические, душевные и духовные заместители психоделиков; возможность предотвращения зависимостей.
20. Проблема «информационного взрыва» - ( 10 / - ) часов.
Переизбыток информации как причина стресса; «вечные вопросы», их роль в формировании сознания в натуралистических, созерцательных и деятельностных обществах; возможность снижения информационной нагрузки на личность в социальных ЭС.
Отсутствие ответов на «вечные вопросы» как причина девиантного поведения. Скрытый смысл сакральных текстов;
Русская «Лествица».
«Зоревая» история России.
Одно- и многоосновные сообщества; многоосновность России; Причины эффективности Законов в Европейских сообществах и правового нигилизма в России. Пути решения правового кризиса в России и в мире в целом
Особенности формирования экспедиционных групп в различных сообществах;
Методика поиска ответов на жизненно важные вопросы в натуралистических, созерцательных и деятельностных философиях и мировоззрениях.
21. Итоговая беседа, ответы на вопросы, вручение удостоверения -
( 2 / - ) часа.
ИТОГО:(85/155) часов
Всего: 240 часов
Автор и ведущий программы: Чеурин Геннадий Семёнович
Подъесаул Оренбургского Казачьего Войска, Руководитель Казачьего центра экстремальной подготовки (г. Екатеринбург). Руководитель научно-методических программ учебно-оздоровительной экспедиции «Сибирский путь». Действительный член Русского географического общества с 1984 года. Почётный полярник.
620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 4.
Экспедиция «Сибирский путь»
8-9049832214 (секретарь)
Тел: (343) 371-30-55, 380-82=15
E-mail: cheurin@gmail.com http://vk.com/g.s.cheurin
www. sibir-put.ru www. самоспасение.рф