Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование

Всероссийская научная конференция с международным участием, 

Грани педагогики безопасности

Всероссийская студенческая конференция 

Екатеринбург,2019


Блог ОБЖ 

загляни за страницы учебника ОБЖ 


мы ВКонтакте

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!!!


 

 

 

 

 

Гафнер В.В. 

Культура безопасности: 

аналитический обзор диссертационных исследований 

скачать БЕСПЛАТНО 

ФОТОГАЛЕРЕЯ 
 ПРЕЗЕНТАЦИИ  ТЕСТЫ  КОНСПЕКТЫ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНИКИ  ВИДЕОУРОКИ
             

Русская традиционная культура путешествий

Русская традиционная культура путешествий

Опубликовано 09.10.2015

Чеурин Г.С.

 «Экологическое выживание»

(«Русская традиционная культура путешествий»)

 

Учебно-тренировочный семинар для специалистов и населения по освоению навыков предотвращения чрезвычайных ситуаций, выживанию в природных  и социальных экстремальных ситуациях и воспитанию экологического, системного мышления.

   В казачьей традиции: «Русская традиционная культура путешествий»

Адресность:

- Методисты и преподаватели курсов «Экология» и Основы Безопасности Жизнедеятельности (ОБЖ);

- Руководители молодёжных, туристических и экспедиционных объединений:

- Руководители и методисты  молодёжных патриотических объединений.

 Продолжительность: 240 часов

    Инвариантная часть :  150 часов

    (три сессии, - по 36, 40 и 74 часа соответственно)

    Вариативная: 90 часов

    Лекции - 85, практические занятия - 155

    Состав слушателей: Группы по 8-18 человек,

           одного уровня физической  и профессиональной готовности.

    Содержание конкретных занятий (не менее 36 часов)

    определяется  для группы  путём анкетирования и собеседования.

 

  Выдается удостоверение, предоставляющее право на проведение занятий в общеобразовательных школах по курсам ОБЖ и Экологии. Серт. № 271  от 03.07.02 Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (Повышение квалификации   методистов и преподавателей курсов  ОБЖ  и «Экология»).

 

1. Принципы «выживания» при полном отсутствии оборудования, снаряжения (в т.ч. медикаментов) и подготовки (на основе этнического опыта коренных, народов Севера, Урала и Сибири) -  ( 10 / -) часов

         Причины возникновения чрезвычайных ситуаций; факторы тревожности человека на природе, в социуме и наедине с собой; понятия экстремальных условий (ЭУ) и экстремальных ситуаций (ЭС), «натуралистическая», «созерцательная» и «деятельностная» методики преодоления ЭС; условия совместимости и несовместимости методик в странах   Запада,  Востока   и  России.

          Методики выживания  коренных  северных   народов;  Опыт казаков-разведчиков (пластунов)  история  создания и формирования курса «Экологическое выживание», экологическое мышление  как основной принцип выживания, три методики воспитания экологического мышления – промышленная, популяционная  и системная.

          Климато-географические условия России как факторы формирования  российских традиций жизнеорганизации.

          Обзор методических пособий и Российской литературы по теме  (Библиотека Центра ЭВБ - 280 изданий).

2.   Древнероссийские методики выживания - (6/-) часов.

         Связь северных и российских традиций; казачьи методики воспитания воина-путешественника; роль народных сказок в воспитании личности безопасного типа, дохристианские и православные традиции сохранения жизни и здоровья.

        Роль «зоны рискованного земледелия» как системообразующего фактора формирования русского (российского) характера; многонациональность понятия русскости и российскости.

 Психофизиологические особенности, свойственные восточно-европейскому, уральскому и сибирскому населению.

 

3.  Проблемы всемирного экологического кризиса - ( 2 / - ) часа.

    Международные Экологические Конференции ООН в Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге 2002, 1992, 2012 г.г.  Концепция устойчивого развития и ее кризис. Алармистский (катастрофический) и оптимистический прогнозы развития человечества в XXI веке.

         Роль и место России в мировом сообществе на пути разрешения экологического кризиса.

  Фактор северных территорий. Опыт зарубежных стран    в использовании этнического опыта. История освоения казаками Севера, Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки.

 

4. Закономерности формирования  группы  в различных сообществах - ( 1 / - ) час.

Критерии жизнеспособности группы, необходимые и достаточные роли;

Выбор стратегий поведения; натуралистический, созерцательный

и деятельностный  подходы   к   формированию   группы. Казачий круг как системообразующая структура.

 

  5. Методика проведения тренировочных экспедиций  без специального оборудования и снаряжения —( 6 / - )  часов.

            Принципиальное отличие методики «ЭВ» от классического туризма. Специфика обеспечения безопасности участников занятий.  Принципы взаимодействия воспитанников и инструкторов. Опыт казаков – землепроходцев и сибирских паломников

Этапы формирования одновозрастных групп; особенности работы

со взрослыми и детьми; понятие "тайна группы", роль, значение и функциональные обязанности инструктора-наблюдателя.  

     Роль  и  место   тренировочных экспедиций на природе в структуре курсов ОБЖ   и Экологии.  

 

     6. Оказание экстренной квалифицированной медицинской помощи  - ( 8 / 12 ) часов.

(Проводится специалистами, имеющими  лицензию на медицинскую преподавательскую деятельность)

 

7.  Нравственное и половое воспитание в различных культурах -   ( 4 / - )  часа.

     Традиции нравственного и полового воспитания в натуралистических, созерцательных и деятельностных системах жизнеорганизации.

      Древнерусское половое воспитание;  роль детских и юношеских игр; ритуалы народных праздников как системы нравственного воспитания; тайна (таинство) как неотъемлемый элемент российской культуры. Казачьи традиции провожания  в поход и встреч после путешествия.

       Исторические примеры некорректного и традиционного  полового воспитания в России.

       Современное состояние проблемы. Несовместимость различных методик нравственного и полового воспитания; необходимость их совершенствования и сосуществования в России и других странах.

 

8. Доврачебная помощь без лекарств и фитотерапии —

    ( 2 / - )  часа.

Возможность    оказания     первой    доврачебной     помощи  

при отсутствии     лекарств    по натуралистической, созерцательной и деятельностной методикам; бытовые приемы; бытовая фитотерапия.

Необходимость предварительного нравственного воспитания по российским методикам; резервы человеческого организма; взаимопомощь; роль общинности.

 

9. Тренировочная экспедиция    без снаряжения

в экстремальной природной среде (по методике экологического выживания) —  ( 7 /  78 )  часов.

Возможность жизнеобеспечения без специального снаряжения; совершенствование повседневной одежды; утепление жизненноважных органов тела.

Разведение костра в сложных условиях, ночью, из сырых дров,

под дождем,  в условиях снегопада; устройство укрытия зимой и летом при наличии, а также при отсутствии топора и пилы; долговременный костер; организация ночевки; само- и взаимосогревание.

Подача    сигналов    бедствия;    организация    питания   

при    отсутствии    запасов продовольствия  (не используя приемы охоты

и рыбной ловли). Оборудование аналогов жилищ коренных северных

и сибирских народов. Опыт казачьих длительных экспедиций

Вероятные встречи с  обитателями леса.  Животные  в условиях города. 

 

       10.         Рефлексия (разбор) тренировочной экспедиции

                    ( 3 /  4 ) часа.

Принципы    организации    рефлексии;    роли    участников;    обсуждение    событий, произошедших в. тренировочной экспедиции.

 

      11.    Приемы выживания в зимнем лесу без снаряжения - 

             ( 1 / 10 )  часов.

Авторский видеофильм. (Чеурин Г.С., Смолин П.П.) «Выживание в зимнем лесу без снаряжения», 30 мин. Разведение костра в особо сложных условиях (теория  и практика).

Устройство укрытия и долговременный костер из толстых сухих бревен (нодья)  при отсутствии топора и пилы.

 

12. Плавание в экстремальных ситуациях -  ( - / 10)  часов.

Принципиальное отличие спортивного плавания и плавания в ЭС.

Определение способности плаванию в ЭС; плавание с сохранением одежды сухой;

Плавание в легкой одежде; плавание в тяжелой одежде и обуви; организация обучающих игр на воде.  Правила поведения на болотной трясине.

 

13. Основы системотехники -  ( 3 / - ) часа

   Критерии устойчивости  сложноорганизованных технических и социальных системы. Закономерности трансляции и восприятия информации.  Правила  трансляции  негативной  и позитивной информации.

«Необъяснимый  человеческий фактор» (НЧФ), возможность его прогнозирования, меры по  профилактике и предотвращению НЧФ.

 

14.  Российская конфликтология, поведение в экстремальных социальных ситуациях - (2/5) часов.

Введение в конфликтологию,  ключевые конфликтные слова

Натуралистическая, созерцательная и деятельностная методики преодоления социальных ЭС; демонстрационная игра первого уровня (мозговой штурм и выявление ключевых конфликтных вопросов). Диалектические и триалистические методики  коммуникативности.  Конфликтное и комплиментарное  общение.

      Введение в триалистическую философию.  Различие диалога, диалога в присутствии посредника  и триалога. Триалог как  методика создания творческой обстановки. Казачья круговая система общения.

 

15. Организационно - деятельностная игра (.моделирование конфликта, принятие индивидуального, коллективного  и общинного решений) -  ( 5 / 20 ) часов.

Понятие организационно - деятельностных игр (ОДИ); распредмечивание группы. Необходимость проведения ОДИ в курсах ОБЖ  и экологии. Внутреннее  обустройство жилища коренных северных и сибирских народов как системообразующий фактор принятия решений в  ЭС.

Шесть уровней проведения игр: мозговой штурм, деловая, ролевая, имитационная, креативная, оргдеятельностная и мыследеятельностная игры.

Организация игр: второго - третьего уровней — принятие группового решения; игры  четвертого и пятого уровней. – ролевая, имитационная и креативная; рефлексия игры.

 

16. Правила поведения в горах –  ( - / 5 ) часов.

Принципы формирования групп; передвижение по склонам гор; правила само-  и взаимоторможения при падениях на снежных  и травянистых склонах;

Действия по командам «срыв» и «камень».

 

17 . Проблемы общения в экстремальных ситуациях –

       ( 5 / - )  часов.

Закономерности трансляции и восприятия информации в ЭС;

Командные, индивидуалистские и эмпатийные методы общения  в ЭС;

Различие общения в повседневной обстановке, в ЭУ и ЭС; традиции обращения  к личности в различных ментальностях.

Сакральная и профанная инвективная вокатива (ИВ) как элемент общения в ЭС,

ИВ как элемент русской мужской культуры; связь ИВ с ритуалами древнерусских праздников; закономерности и табуированность применения ИВ.

Причины возникновения деструктивного (девиантного)  поведения. Возможность предотвращения терроризма.  «Терроризм» бытовой, семейный, школьный. 

Язык жестов; различие языка жестов у разных народов; формы выражения благодарности  за  действия  в  ЭС  у  различных  народов;

 Древнерусские   и православные методики общения.

 

18. Постэкстремальные процедуры —  ( 5 / 11 )  часов.

Понятие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР);

Кратковременные и долгосрочные ПТСР; понятие «длинного стресса»; пассивная  и активная реабилитации.

Физиологические процессы, происходящие в организме человека в «штатном» режиме, при стрессе, в  постстрессовой обстановке; различие «мужского» и «женского» стрессов.  Традиционные ошибки в процедурах реабилитации; алкоголь и реабилитация.

Возможность предотвращения ПТСР; имеющиеся в наличии народные традиционные средства; русская баня как элемент национальной культуры; различные функции бани у разных народов; баня туристическая; особенности зимней бани; эквиваленты бани.

Школа «Аутуорд-баунд» (США) как пример деятельностной, активной реабилитации;  Российские аналоги и апробации; роль климатогеографических и геомагнитных условий при проведении реабилитационно - восстановительных процедур.

 

19. Предотвращение зависимостей от психоделиков

            ( 3 / - ) часа.

Роль психоделиков в древних культурах; закономерности их применения; психоделики биологические и химические; существующие ограничения на применение; недопустимость использования несвойственных определенным  культурам психоделиков.

Существующие методики замещения; стрессовые, эмпатические, душевные и духовные заместители психоделиков; возможность предотвращения зависимостей.

20. Проблема «информационного взрыва» - ( 10 / - ) часов.

Переизбыток информации как причина стресса; «вечные вопросы», их роль  в формировании сознания в натуралистических, созерцательных и деятельностных обществах;  возможность снижения информационной нагрузки на личность в социальных ЭС.

     Отсутствие ответов  на «вечные вопросы» как причина девиантного поведения.  Скрытый  смысл   сакральных текстов; 

     Русская «Лествица».

     «Зоревая» история России.

     Одно- и многоосновные сообщества; многоосновность России; Причины эффективности Законов в Европейских сообществах и правового нигилизма в России.  Пути решения правового кризиса в России и в мире в целом

Особенности формирования экспедиционных  групп в различных сообществах;

Методика поиска ответов на жизненно важные вопросы в натуралистических,  созерцательных и деятельностных философиях и мировоззрениях.

 

21. Итоговая  беседа, ответы на вопросы, вручение удостоверения  -

      ( 2 / - ) часа.

     ИТОГО:(85/155) часов

Всего: 240 часов

Автор  и ведущий программы: Чеурин Геннадий Семёнович

Подъесаул Оренбургского Казачьего Войска, Руководитель Казачьего центра экстремальной подготовки (г. Екатеринбург).  Руководитель научно-методических программ учебно-оздоровительной экспедиции «Сибирский путь». Действительный член  Русского географического общества с 1984 года. Почётный полярник.

 

 

620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 4.

Экспедиция  «Сибирский путь»

8-9049832214     (секретарь)

Тел: (343) 371-30-55,  380-82=15

E-mail: cheurin@gmail.com              http://vk.com/g.s.cheurin 

www. sibir-put.ru             www. самоспасение.рф


НОВОСТИ

После землетрясения - на урок ОБЖ

Пермские школьники готовы к новым землетрясениям. Почти во всех школах города прошли уроки по безопасности.
 

Дом пошел ходуном и задрожали стены. Этим учеников пермских школ теперь не напугать. На уроке ОБЖ ребятам рассказали о правилах поведения во время землетрясения. Ученикам рассказали, какие вещи в первую очередь нужно взять с собой при эвакуации. А самое главное, где прятаться если началась тряска. 

 

СТАТЬИ

ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

Лемеш К.И., Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия

 

  Наша жизнь неразрывно связана со сказками. В детстве родители нам читали их, придумывали свои, рассказывали.  И мы жили в мире чудес, волшебства, фантазии, пытались распознать, где добро, а где зло. Спустя время мы и сами их выучили и начали рассказывать другим. Сегодня мы знаем множество сказок, да и посей день, они сочиняются и печатаются. Но знаем ли мы их смысл? Как они влияют на нас? И на формирование культуры безопасности человека? Думаю, не каждый задумывался об этих вопросах.

Читать полностью »