Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо



Грани педагогики безопасности

Всероссийская студенческая конференция 

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 


 

 

Курсы переподготовки учителей по программе «Основы теории и методики преподавания ОБЖ в образовательных организациях»

Далее >> 



Блог ОБЖ 

загляни за страницы учебника ОБЖ 


  

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!!!


 

 

 

 

 

Гафнер В.В. 

Культура безопасности: 

аналитический обзор диссертационных исследований 

скачать БЕСПЛАТНО 

ФОТОГАЛЕРЕЯ 
 ПРЕЗЕНТАЦИИ  ТЕСТЫ  КОНСПЕКТЫ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНИКИ  ВИДЕОУРОКИ
             
5 КЛАСС 6 КЛАСС 7 КЛАСС 8 КЛАСС 9 КЛАСС 10 КЛАСС 11 КЛАСС

Русская традиционная культура путешествий

Педагогика безопасности: наука и образование

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Грани педагогики безопасности

Всероссийская студенческая конференция , 24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

 Московский педагогический государственный университет объявляет набор на дополнительную программу переподготовки “Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности” (432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 


 

Русская традиционная культура путешествий

Опубликовано 09.10.2015

Чеурин Г.С.

 «Экологическое выживание»

(«Русская традиционная культура путешествий»)

 

Учебно-тренировочный семинар для специалистов и населения по освоению навыков предотвращения чрезвычайных ситуаций, выживанию в природных  и социальных экстремальных ситуациях и воспитанию экологического, системного мышления.

   В казачьей традиции: «Русская традиционная культура путешествий»

Адресность:

- Методисты и преподаватели курсов «Экология» и Основы Безопасности Жизнедеятельности (ОБЖ);

- Руководители молодёжных, туристических и экспедиционных объединений:

- Руководители и методисты  молодёжных патриотических объединений.

 Продолжительность: 240 часов

    Инвариантная часть :  150 часов

    (три сессии, - по 36, 40 и 74 часа соответственно)

    Вариативная: 90 часов

    Лекции - 85, практические занятия - 155

    Состав слушателей: Группы по 8-18 человек,

           одного уровня физической  и профессиональной готовности.

    Содержание конкретных занятий (не менее 36 часов)

    определяется  для группы  путём анкетирования и собеседования.

 

  Выдается удостоверение, предоставляющее право на проведение занятий в общеобразовательных школах по курсам ОБЖ и Экологии. Серт. № 271  от 03.07.02 Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (Повышение квалификации   методистов и преподавателей курсов  ОБЖ  и «Экология»).

 

1. Принципы «выживания» при полном отсутствии оборудования, снаряжения (в т.ч. медикаментов) и подготовки (на основе этнического опыта коренных, народов Севера, Урала и Сибири) -  ( 10 / -) часов

         Причины возникновения чрезвычайных ситуаций; факторы тревожности человека на природе, в социуме и наедине с собой; понятия экстремальных условий (ЭУ) и экстремальных ситуаций (ЭС), «натуралистическая», «созерцательная» и «деятельностная» методики преодоления ЭС; условия совместимости и несовместимости методик в странах   Запада,  Востока   и  России.

          Методики выживания  коренных  северных   народов;  Опыт казаков-разведчиков (пластунов)  история  создания и формирования курса «Экологическое выживание», экологическое мышление  как основной принцип выживания, три методики воспитания экологического мышления – промышленная, популяционная  и системная.

          Климато-географические условия России как факторы формирования  российских традиций жизнеорганизации.

          Обзор методических пособий и Российской литературы по теме  (Библиотека Центра ЭВБ - 280 изданий).

2.   Древнероссийские методики выживания - (6/-) часов.

         Связь северных и российских традиций; казачьи методики воспитания воина-путешественника; роль народных сказок в воспитании личности безопасного типа, дохристианские и православные традиции сохранения жизни и здоровья.

        Роль «зоны рискованного земледелия» как системообразующего фактора формирования русского (российского) характера; многонациональность понятия русскости и российскости.

 Психофизиологические особенности, свойственные восточно-европейскому, уральскому и сибирскому населению.

 

3.  Проблемы всемирного экологического кризиса - ( 2 / - ) часа.

    Международные Экологические Конференции ООН в Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге 2002, 1992, 2012 г.г.  Концепция устойчивого развития и ее кризис. Алармистский (катастрофический) и оптимистический прогнозы развития человечества в XXI веке.

         Роль и место России в мировом сообществе на пути разрешения экологического кризиса.

  Фактор северных территорий. Опыт зарубежных стран    в использовании этнического опыта. История освоения казаками Севера, Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки.

 

4. Закономерности формирования  группы  в различных сообществах - ( 1 / - ) час.

Критерии жизнеспособности группы, необходимые и достаточные роли;

Выбор стратегий поведения; натуралистический, созерцательный

и деятельностный  подходы   к   формированию   группы. Казачий круг как системообразующая структура.

 

  5. Методика проведения тренировочных экспедиций  без специального оборудования и снаряжения —( 6 / - )  часов.

            Принципиальное отличие методики «ЭВ» от классического туризма. Специфика обеспечения безопасности участников занятий.  Принципы взаимодействия воспитанников и инструкторов. Опыт казаков – землепроходцев и сибирских паломников

Этапы формирования одновозрастных групп; особенности работы

со взрослыми и детьми; понятие "тайна группы", роль, значение и функциональные обязанности инструктора-наблюдателя.  

     Роль  и  место   тренировочных экспедиций на природе в структуре курсов ОБЖ   и Экологии.  

 

     6. Оказание экстренной квалифицированной медицинской помощи  - ( 8 / 12 ) часов.

(Проводится специалистами, имеющими  лицензию на медицинскую преподавательскую деятельность)

 

7.  Нравственное и половое воспитание в различных культурах -   ( 4 / - )  часа.

     Традиции нравственного и полового воспитания в натуралистических, созерцательных и деятельностных системах жизнеорганизации.

      Древнерусское половое воспитание;  роль детских и юношеских игр; ритуалы народных праздников как системы нравственного воспитания; тайна (таинство) как неотъемлемый элемент российской культуры. Казачьи традиции провожания  в поход и встреч после путешествия.

       Исторические примеры некорректного и традиционного  полового воспитания в России.

       Современное состояние проблемы. Несовместимость различных методик нравственного и полового воспитания; необходимость их совершенствования и сосуществования в России и других странах.

 

8. Доврачебная помощь без лекарств и фитотерапии —

    ( 2 / - )  часа.

Возможность    оказания     первой    доврачебной     помощи  

при отсутствии     лекарств    по натуралистической, созерцательной и деятельностной методикам; бытовые приемы; бытовая фитотерапия.

Необходимость предварительного нравственного воспитания по российским методикам; резервы человеческого организма; взаимопомощь; роль общинности.

 

9. Тренировочная экспедиция    без снаряжения

в экстремальной природной среде (по методике экологического выживания) —  ( 7 /  78 )  часов.

Возможность жизнеобеспечения без специального снаряжения; совершенствование повседневной одежды; утепление жизненноважных органов тела.

Разведение костра в сложных условиях, ночью, из сырых дров,

под дождем,  в условиях снегопада; устройство укрытия зимой и летом при наличии, а также при отсутствии топора и пилы; долговременный костер; организация ночевки; само- и взаимосогревание.

Подача    сигналов    бедствия;    организация    питания   

при    отсутствии    запасов продовольствия  (не используя приемы охоты

и рыбной ловли). Оборудование аналогов жилищ коренных северных

и сибирских народов. Опыт казачьих длительных экспедиций

Вероятные встречи с  обитателями леса.  Животные  в условиях города. 

 

       10.         Рефлексия (разбор) тренировочной экспедиции

                    ( 3 /  4 ) часа.

Принципы    организации    рефлексии;    роли    участников;    обсуждение    событий, произошедших в. тренировочной экспедиции.

 

      11.    Приемы выживания в зимнем лесу без снаряжения - 

             ( 1 / 10 )  часов.

Авторский видеофильм. (Чеурин Г.С., Смолин П.П.) «Выживание в зимнем лесу без снаряжения», 30 мин. Разведение костра в особо сложных условиях (теория  и практика).

Устройство укрытия и долговременный костер из толстых сухих бревен (нодья)  при отсутствии топора и пилы.

 

12. Плавание в экстремальных ситуациях -  ( - / 10)  часов.

Принципиальное отличие спортивного плавания и плавания в ЭС.

Определение способности плаванию в ЭС; плавание с сохранением одежды сухой;

Плавание в легкой одежде; плавание в тяжелой одежде и обуви; организация обучающих игр на воде.  Правила поведения на болотной трясине.

 

13. Основы системотехники -  ( 3 / - ) часа

   Критерии устойчивости  сложноорганизованных технических и социальных системы. Закономерности трансляции и восприятия информации.  Правила  трансляции  негативной  и позитивной информации.

«Необъяснимый  человеческий фактор» (НЧФ), возможность его прогнозирования, меры по  профилактике и предотвращению НЧФ.

 

14.  Российская конфликтология, поведение в экстремальных социальных ситуациях - (2/5) часов.

Введение в конфликтологию,  ключевые конфликтные слова

Натуралистическая, созерцательная и деятельностная методики преодоления социальных ЭС; демонстрационная игра первого уровня (мозговой штурм и выявление ключевых конфликтных вопросов). Диалектические и триалистические методики  коммуникативности.  Конфликтное и комплиментарное  общение.

      Введение в триалистическую философию.  Различие диалога, диалога в присутствии посредника  и триалога. Триалог как  методика создания творческой обстановки. Казачья круговая система общения.

 

15. Организационно - деятельностная игра (.моделирование конфликта, принятие индивидуального, коллективного  и общинного решений) -  ( 5 / 20 ) часов.

Понятие организационно - деятельностных игр (ОДИ); распредмечивание группы. Необходимость проведения ОДИ в курсах ОБЖ  и экологии. Внутреннее  обустройство жилища коренных северных и сибирских народов как системообразующий фактор принятия решений в  ЭС.

Шесть уровней проведения игр: мозговой штурм, деловая, ролевая, имитационная, креативная, оргдеятельностная и мыследеятельностная игры.

Организация игр: второго - третьего уровней — принятие группового решения; игры  четвертого и пятого уровней. – ролевая, имитационная и креативная; рефлексия игры.

 

16. Правила поведения в горах –  ( - / 5 ) часов.

Принципы формирования групп; передвижение по склонам гор; правила само-  и взаимоторможения при падениях на снежных  и травянистых склонах;

Действия по командам «срыв» и «камень».

 

17 . Проблемы общения в экстремальных ситуациях –

       ( 5 / - )  часов.

Закономерности трансляции и восприятия информации в ЭС;

Командные, индивидуалистские и эмпатийные методы общения  в ЭС;

Различие общения в повседневной обстановке, в ЭУ и ЭС; традиции обращения  к личности в различных ментальностях.

Сакральная и профанная инвективная вокатива (ИВ) как элемент общения в ЭС,

ИВ как элемент русской мужской культуры; связь ИВ с ритуалами древнерусских праздников; закономерности и табуированность применения ИВ.

Причины возникновения деструктивного (девиантного)  поведения. Возможность предотвращения терроризма.  «Терроризм» бытовой, семейный, школьный. 

Язык жестов; различие языка жестов у разных народов; формы выражения благодарности  за  действия  в  ЭС  у  различных  народов;

 Древнерусские   и православные методики общения.

 

18. Постэкстремальные процедуры —  ( 5 / 11 )  часов.

Понятие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР);

Кратковременные и долгосрочные ПТСР; понятие «длинного стресса»; пассивная  и активная реабилитации.

Физиологические процессы, происходящие в организме человека в «штатном» режиме, при стрессе, в  постстрессовой обстановке; различие «мужского» и «женского» стрессов.  Традиционные ошибки в процедурах реабилитации; алкоголь и реабилитация.

Возможность предотвращения ПТСР; имеющиеся в наличии народные традиционные средства; русская баня как элемент национальной культуры; различные функции бани у разных народов; баня туристическая; особенности зимней бани; эквиваленты бани.

Школа «Аутуорд-баунд» (США) как пример деятельностной, активной реабилитации;  Российские аналоги и апробации; роль климатогеографических и геомагнитных условий при проведении реабилитационно - восстановительных процедур.

 

19. Предотвращение зависимостей от психоделиков

            ( 3 / - ) часа.

Роль психоделиков в древних культурах; закономерности их применения; психоделики биологические и химические; существующие ограничения на применение; недопустимость использования несвойственных определенным  культурам психоделиков.

Существующие методики замещения; стрессовые, эмпатические, душевные и духовные заместители психоделиков; возможность предотвращения зависимостей.

20. Проблема «информационного взрыва» - ( 10 / - ) часов.

Переизбыток информации как причина стресса; «вечные вопросы», их роль  в формировании сознания в натуралистических, созерцательных и деятельностных обществах;  возможность снижения информационной нагрузки на личность в социальных ЭС.

     Отсутствие ответов  на «вечные вопросы» как причина девиантного поведения.  Скрытый  смысл   сакральных текстов; 

     Русская «Лествица».

     «Зоревая» история России.

     Одно- и многоосновные сообщества; многоосновность России; Причины эффективности Законов в Европейских сообществах и правового нигилизма в России.  Пути решения правового кризиса в России и в мире в целом

Особенности формирования экспедиционных  групп в различных сообществах;

Методика поиска ответов на жизненно важные вопросы в натуралистических,  созерцательных и деятельностных философиях и мировоззрениях.

 

21. Итоговая  беседа, ответы на вопросы, вручение удостоверения  -

      ( 2 / - ) часа.

     ИТОГО:(85/155) часов

Всего: 240 часов

Автор  и ведущий программы: Чеурин Геннадий Семёнович

Подъесаул Оренбургского Казачьего Войска, Руководитель Казачьего центра экстремальной подготовки (г. Екатеринбург).  Руководитель научно-методических программ учебно-оздоровительной экспедиции «Сибирский путь». Действительный член  Русского географического общества с 1984 года. Почётный полярник.

 

 

620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 4.

Экспедиция  «Сибирский путь»

8-9049832214     (секретарь)

Тел: (343) 371-30-55,  380-82=15

E-mail: cheurin@gmail.com              http://vk.com/g.s.cheurin 

www. sibir-put.ru             www. самоспасение.рф


НОВОСТИ

После землетрясения - на урок ОБЖ

Пермские школьники готовы к новым землетрясениям. Почти во всех школах города прошли уроки по безопасности.
 

Дом пошел ходуном и задрожали стены. Этим учеников пермских школ теперь не напугать. На уроке ОБЖ ребятам рассказали о правилах поведения во время землетрясения. Ученикам рассказали, какие вещи в первую очередь нужно взять с собой при эвакуации. А самое главное, где прятаться если началась тряска. 

 

СТАТЬИ

ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

Лемеш К.И., Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия

 

  Наша жизнь неразрывно связана со сказками. В детстве родители нам читали их, придумывали свои, рассказывали.  И мы жили в мире чудес, волшебства, фантазии, пытались распознать, где добро, а где зло. Спустя время мы и сами их выучили и начали рассказывать другим. Сегодня мы знаем множество сказок, да и посей день, они сочиняются и печатаются. Но знаем ли мы их смысл? Как они влияют на нас? И на формирование культуры безопасности человека? Думаю, не каждый задумывался об этих вопросах.

Читать полностью »

 

ПОЛОЖЕНИЕ  о почетном звании МАНЭБ 

"Заслуженный учитель ОБЖ"